СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Портфолио педагога – основа самоанализа профессиональной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В раразработке портфолио педагога как основа самоанализа я делюсь опытом с коллегами в подготовке к аттестации. Указываю на какие пункты обратить особое внимание, так как учителя коррекционных школ не могут в полном объме раскрыть потенциал умственно отсталых школьников.

Просмотр содержимого документа
««Портфолио педагога – основа самоанализа профессиональной деятельности»»

Выступление на педагогическом совете

учителя биологии по теме: «Требования

к уроку в условиях реализации

деятельностного подхода».

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. 

Признанным подходом в обучении выступает  деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

В основу стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам.

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):

  • планирование;

  • организация;

  • реализация и контроль;

  • коррекция;

  •  анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:


Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

На своих уроках, на разных этапах я тоже применяю деятельностный подход. Например, при изучении большого раздела «Рыбы» есть тема: «Рыболовство и рыбоводство». Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Дети сами формулируют цель урока: «Мы узнаем, чем и как ловят рыбу, как разводят рыб» Многие учащиеся знают, как и чем ловят рыбу, с удовольствием делятся своими знаниями. Здесь прослеживается и межпредметная связь с уроками письма, дети закрепляют правописание сложных слов, состоящих из двух корней.

При изучении разных классов растений: паслёновых, розоцветных, бобовых сами по плану называют биологические особенности данной группы растений. Так как в первом полугодии уже изучили разновидности корней, стеблей, листьев, цветов и плодов. Когда учащиеся самостоятельно определяют, к примеру, какой корень у растения (стрежневой или мочковатый) и доказывают почему, это вызывает интерес у учащихся, активизирует ребят, они осознают себя значимыми, в какой-то степени умными.

При проведении лабораторных работ учащимся нравится проводить опыты, они учатся работать в парах, сообща, а на проверку усвоения изученного материала проводится взаимопроверка, ребятам предлагается проверить работу соседа по парте, допущены ли ошибки или работа выполнена правильно. Деятельностный подход хорошо прослеживается на обобщающих уроках по большому разделу, здесь можно выполнять различные виды работ: распределить птиц по группам, соотнести картинку и название птицы, на большой картине распределить правильно птиц леса, пресных водоёмов, кормящихся в воздухе, учитывая место их обитания. Если же материал учащимся совсем незнаком, то деятельностный подход можно при работе над текстом учебника, заполнить самостоятельно таблицу, учащиеся 1-ой и 2-ой группы самостоятельно справляются, учащимся третьей группы я помогаю. Этот приём подходит для первичного закрепления знаний. И в заключении урока проводится рефлексия:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я научился…

В своей работе не всегда можно применять в полном объёме деятельностный подход, но частично учителя включают элементы данного подхода в своих уроках.


Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми (интеллектуальными нарушениями) должен придерживаться в своей педагогической деятельности следующих принципов:


1.При необходимости пересматривать этапы и требования к уроку;


2.Изменять психологические условия обучения;

3.Создавать между обучающимися атмосферу добра, взаимовыручки;

4. Соблюдать равенство между участниками учебного процесса;

5. Принимать возможность совершения ошибок обучающимися в ходе учебного процесса;

6.Вселять веру в каждого ребёнка;

7.Способствовать речевому развитию;

8.Максимально ориентировать на творческое начало в образовательном процессе.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;

  • отбор содержания учебного материала;

  • подбор методов и приёмов обучения;

  • определение форм организации деятельности учащихся;

  • подбор материала для домашней работы учащихся;

  • определение способов контроля;

  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

  • подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.


Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Выстраивая обучение в рамках деятельностного подхода необходимо решать следующие задачи.

  • развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

  • проектировать пути их реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения.