СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пособие" для подготовки к ВПР учащихся 7х классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволяет учащимся быстро повторить все орфографические и пунктационные правила, а также вспомнить основные термины и тд.

Просмотр содержимого документа
«"Пособие" для подготовки к ВПР учащихся 7х классов»

Задание 1.

повторить:

I.1) причастный оборот

Причастие — часть речи, включающая в себя черты и прилаг. и глагола.

Вопросы: какой? какая? какие? / что делающая? что сделавшая? что сделанная? (можно задать одновременно и вопрос прилагательного и глагола). Внешне похоже на прилагательное (те же окончания), похоже на глагол, имеет оттенок действия.

Как найти причастие?

1) найди слово, похожее на прилагательное и глагол одновременно.

2) задай вопрос (у причастия их будет сразу 2)

3) найди суффикс — выучи таблицу

4) найти глагол, от которого образовано.

Пример: решенный (окончание - ый как у прил., какой? что сделанный? Оттенок действия есть, от решить, суф ЕНН — это прич.)


Наст время

Пр время

Действительный залог

Ущ / ющ

ащ / ящ

Вш

ш


Страдательный залог

Ом /

ем /

им

Енн

нн

т

Внимательнее с суф Т., его не все замечают.

Причастный оборот — причастие и зависимые от него слова (к которым от прич задаются вопросы). Определяемое слово — слово, от которого к прич задается вопрос. Если опред слово находится перед прич обротом, то запятые ставятся., если после — то не ставятся.

Пример:


Цветок, |растущий на клумбе|, вдруг завял.

Растущий — причастие

кто был растущим? Цветок. Цветок какой? Растущий. Цветок — опред слово.

Растущий где? На клумбе. Растущий на клумбе — это прич и зависимое слово, т. е. прич оборот. Опред слово перед обротом, ставим запятые. Подчеркиваем как определение.


2) деепричастный оборот

Деепричастие — часть речи, включающая в себя черты глагола и наречия. От наречия — неизменяемость, не имеет окончания, вопрос — как? От деепричастия — оттенок действия, вопрос — что делая / что сделав?

Как найти деепричастие?

1) найди слово похожее на глагол и наречие одновременно.

2) задай вопрос — их будет сразу 2

3) найди суффикс

4) слово будет иметь оттенок действия, образовано от глаг

5) зависит от глагола-сказуемого, от него задашь вопрос

Пример.

Махнув

1) как? Что сделав?

2) Суф В

3) от глаг махать


Суффиксы деепричастия

Соверш вид

Несовер вид

Вши

ши

в

а

я

Деепричастный оборот — деепричастие и зависимое от него слово. Всегда выделяется запятыми. Если деепр не образует оборот, оно все равно выделяется запятыми. Подчеркивается как обстоятельство

Пример

Я смотрел на восходящее солнце,| не отрывая глаз|

не отрывая — дееприч., смотрел что делая? Не открывая (зависит от гл-сказуем)., не отрывая чего? глаз — деепр оборот. Поставим запятые. Обрати внимание: что лицо, которое выполняет основное действие, выполняет и добавочное.

В избушке, распевая, дева прядёт

прядет что делая? распевая — дееприч., от распевая не задаются вопросы — это одиночное деепр, все равно ставим запятые.



3) тире между подлежащим и сказуемым

Если подлежащее и сказуемое выражены существ в Именит.падеже, то между ними ставим тире.

Как легко найти? Ищи предложение, в котором нет глагола.

Пример

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России 

кто?что? Тамань — подлежащее. Тамань — это что такое? городишко — сказуемое. Оба — сущ в Им.падеже — между ними ставим тире.


4) однородные члены предложения

Однородными могут быть любые члены предлож. (Они обязательно должны относиться к одному слову)


Я часто получаю письма и посылки (получаю что? письма что? Ппосылки) между ними союз и, запятую не ставим.


Я часто получаю письма ,посылки (если союза и нет ,ставим запятую, если союз НО или А, тоже ставим запятую).


5) обращения

Я люблю тебя, Россия ! Автор обращается к России, обращения всегда выделяются запятыми. Обращение может состоять из нескольких слов: Я люблю тебя, ПРЕКРАСНАЯ РОССИЯ.


6) сложные предложения

если в предложении две грам основы, оно сложное, не забудь поставить запятую (подчеркни подлежащее и сказуемое)


7) обобщающее слово

Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение. 

Если обобщ слово перед однородными, ставь двоеточие, если после, то тире.

В дорогу были куплены продукты: хлеб, крекеры, фрукты (однород подлеж., продукты — обобщ слово по отношению к ним)


С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает  их золотую или багряную прическу.(клены, березы и осины — это деревья, деревья — обобщ слово)


II. 1) проверяемые гласные, проверяемые ударением


Ставь безударную гласную под ударение

махать - мАшет

2) чередующиеся гласные в корне



3) н и нн в причастиях и прилагательных

В прилаг:

ан, ян, ин всегда 1 н, кроме искл: оловянный, деревянный, стеклянный

енн, онн всегда 2 н, кроме искл: ветреный

2н, если одна в корне, а другая в суф: сонный (сон+н)

запомни: юный, румяный всегда одна н

в прич:

в полной форме всегда 2н, в краткой 1н

сделанный — полная, вопрос какой?, сделана — краткая, вопрос какова?

Есть отглагольные прилагательные. Не путай с причастием.

Как отличить?

1) прич образ от глаг соверш вида., если вид несоверш — задумайся

2) в прич есть приставка

3) прич оканчивается на ованный, еванный

4) есть зависимое слово

например:

жареный — что деланный? Несов вид., нет приставки, на ованный/еванный не оканчивается, нет завис слова === отглаг прил. - значит пиши 1Н

пожаренный — появилась приставка, это уже прич === пиши 2н

жареный в масле — появилось завис слово, прич === пиши 2н

4) не с глаголом, причастием, деепричастием, существительным,

прилагательным, наречием

глагол

слитно

Раздельно


1)Не употр без не

ненавидеть

1)Всегда

не хочешь

прич

Полные:

1)не употр без не

недоумевающий

2)нет завис слова

1)Краткие причастия всегда раздельно

полные:

1)есть завис слово

2)есть противост с А

дееприч

Точно также, как с глаголом!

существ

1)Не употр без не

непогода

2)замена синонимом без не

не правда (=ложь)

1)Есть противопост с А

не правда, А ложь

прил

Точно также, как с сущ!

1)Есть противост с А

не правдивый, А лживый

2)***Впереди есть слова:

вовсе не…  отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ).


наречие

Как с прилагательным!


5) н и нн в наречиях


Пиши столько н, сколько в слове, от которого образ наречие!

Смотрел рассеянно. Рассеяно — наречие. Образовано от прич рассеянный ( в полн форме 2Н). значит в нар тоже 2 н.

Не путай с краткими прил и прич. на О. отличай по вопросу, наречие обычно зависит от глагола.


6) приставки на з и с — если корень начинается с глухой, в приставке пиши С, если со звонкой — З. Беззвучный, з- звонкая, бесшумный, ш — глухая.

7) кое, либо, нибудь, то с местоимениями и наречиями — ВСЕГДА через дефис!

8) сложные прилагательные (дефис, слитное написание)




Задание 2.

Морфемный — разбор по составу (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). У наречия нет окончания, на конце суффикс!


Словообразовательный — найти исходное слово, указать, какие морфемы прибавили, способ.

Пример:

сверху — с — приставка, верх — корень, у — суф., основа — все слово. - морфемный р-р

сверху --- с+верх+у (верх в овал., выделить приставку и суф) прист-суф сп-б. Словообр р-р

Морфологический (см приложение в учебнике, причастие и деепр, скорее всего, будут на ВПР)

а) причастие

б) деепричастие

в) наречие

г) предлог

Причастие (залог и время определять по таблице суф). Таблицу знать наизусть!

Род, число, падеж причастия смотреть по определяемому слову, особенно падеж.

У деепричастия нет начальной формы, оно не изменяется, у причастия — м.р., ед.ч., И.п.

Синтаксический — определить все части речи, все члены предложения, сделать характеристику.

Характеристика:

1) повест (если просто рассказывается о чем-то), / вопрос (есть знак вопроса), / побуд (побуждают к действию (Иди делай уроки))

2) воскл / невоск (по наличию ! Знака)

3) простое (одно грам основа) / сложное (2 и более грам основ) грам основа — это подлежащие и сказуемое

4) распр (есть второстеп: обстоят., опред., дополн.) или нераспр (только подлежащее и сказуемое)

5) односост (только подлежащ. или только сказ.) или двусост. (одновременно есть и подлеж. и сказ)

6) осложнено… (может быть не осложнено), осложн. элементы: деепр. оборот, прич оборот, одиночное дееприч., обращение, однород.чл пред)


3. Предлог

как отличить от сущ, нар и деепр.

1) замени другим предлогом, если заменяется, то это предлог.

Насчет -о,

вследствие, ввиду, благодаря — из-за

в течение, в продолжении имеют значение времени

несмотря на, не взирая на — имеют переносное значение, действия нет

Если будет течение реки, то это точно сущ., на встречу с КЕМ-ТО, тогда сущ.

Пример:

1) Он играл в шахматы (в)течени.. всей своей жизни. Указание на время, предлог. В ТЕЧЕНИЕ

2) Он пытался вслушаться (в)продолжени.. фразы, но безуспешно. Вслушаться во что? в продолжение, фраза — нет значения времени, сущ В.П. в продолжение

3) (На)встречу с выпускниками пришёл известный артист. На встречу С… значит сущ. На встречу

4) (Не)смотря на затяжные дожди, урожай собрали вовремя. В прямом смысле мы не смотрим на дожди.. Хоть и шли дожди, урожай собрали вовремя. НЕСМОТРЯ НА — предлог.

Выпиши предложения только, где предлоги (их будет 2), предлоги напиши без ошибок.

ПРЕДЛОГИ:

ИМЕТЬ В ВИДУ — устойчивая фраза, нет предлога.




4.Союз


Пример:

1) Спрячься за(то) дерево и сиди тихо. Можно убрать то. Значит не союз. За — предлог, то — указательное местоимение. Дерево какое? то.

2) Брат рассказал смешную историю, что(бы) развеселить нас. Нельзя убрать бы — союз (находится между частями СПП)

3) Дома то(же) ничего нового не было. - нельзя убрать же — союз. Можно заменить на другой союз - также.

4) Если будете работать так(же), ничего не добьётесь. Можно убрать же, не союз — так — указательное местоимение, же — частица

СОЮЗЫ ПИШЕМ СЛИТНО.



5. Ударение.

Делай наугад. В прикрепленном сборнике ВПР в эл дневнике почитай слова с расставленными ударениями. Запомни

агре́ссия [р’]

акаде́мия [д’]

ателье́ [тэ]

балова́ть,

балу́ясь

бережли́во

береста́, из бересты́

берёста, из берёсты

взят, взята́

воро́та

вы́здороветь, -вею, -веешь

вы пра́вы

дви́жимый

добела́

до́брый, добра́, будьте добры́

договорённость

доска́, у доски́, на до́ску (доску́ доп.)

до́ смерти

до́суха

до́сыта

жалюзи́

жерло́

звони́ть, звони́шь, звони́т

инжене́р, -е́ры

и́скриться и искри́ться

кафе́ [фэ]

кварта́л

киломе́тр

коне́чно [шн]

конкре́тно [р’]

краси́вее

ку́хонный

легче [хч’]

междугоро́дный

ме́льком

наме́рение

нанесён, нанесена́

нача́вший

на́чал, начала́, на́чали

на́чатый

неподалёку

парте́р [тэ]

переведён, переведена́

переведённый

повлёкший

по́ двое

подня́вший

по́днятый

по́долгу

положи́ть, -жи́л, -жи́ла, -жу́, -ожишь

поня́вший

по́нятый

по́ трое

(она) права́, (вы, они) пра́вы

премирова́ть

прибы́вший

прибы́ть, при́был, прибыла́

приведённый

привезён, привезена́

развито́й (язык)

ра́звитый (ребёнок)

ржа́вея

свёкла

скворе́чник [шн’]

ску́чный [шн]

сла́ще

смо́лоду

со́здан, создана́

со́слепа, со́слепу

сре́дства

столя́р

тире́ [рэ]

торт, то́рты

увя́дший

углуби́ть

удо́бнее

фарфо́р

фиа́ско

фла́нговый

цеме́нт

цепо́чка

цисте́рна [тэ]

че́рпая

что́бы [шт]

ши́ре

шоссе́ [сэ]

шофёр, шофёры

ште́мпель [тэ]

щаве́ль

экспре́сс [р’]


6. Грамматические ошибки


1) причастие (задай вопрос от определяемого слова к причастию, проверь окончание) — в ответе должно быть переписанное предложение с исправленным окончанием.

2) деепричастный оборот (подчеркни подлежащее и сказуемое, проверь может ли подлежащее выполнять добавочное действие, т. е. относится ли по смыслу к подлежащему деепричастие; если нет, то замени предложение на СПП с союзом когда, деепричастие замени глаголом) — в ответе - исправленное предложение

3) предлог (проверь окончание предлога — например, по прибытиИ, в ВПР у предлога может быть дано окончание Ю, это ошибка, измени окончание; обрати внимание, в каком падеже дано сущ. после предлога — согласно, вопреки, благодаря сочетаются только в Д.П.) - перепиши предложение, исправив окончание предлога.

В 2 предложениях будут ошибки, не в 1!!!

например:

1) Вчера, |возвращаясь с работы|, у меня потерялась папка с документами. - возвращаясь — деепричастие, возвращаясь с работы — деепр оборот. Папка что сделала? потерялась. Потерялась что сделав? возвращаясь с работы. Папка выполняет все действия — она потерялась и возвращалась с работы. Логически неверно. Ответ: КОГДА я ВОЗВРАЩАЛСЯ с работы, у меня потерялась папка с документами.

2) По прибытию на соревнования гимнасты приступили к тренировкам. По прибытиИ — предлог. Ответ: По прибытиИ на соревнования гимнасты приступили к тренировкам

3) Нарядные девочки и мальчики подошли к зданию городского театра. - нет ошибок

4) Оля, |увидев свою подругу|, подошла к ней и поздравила с праздником. - увидев — деепр., увидев подругу — деепр оборот. Оля что сделала? подошла. Подошла что сделав? увидев. Все действия совершает Оля. Верно.


7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Разбери каждое предложение:

1) выдели подлежащее и сказуемое;

2) посмотри, если ли однородные члены предложения — знаки?

3) причастный оборот — знаки?

4) деепричастный оборот — знаки?

5) обращение — знаки?

ОБЪЯСНИ, почему ты поставил запятую! Перепиши предложение.


1) |Плавая в море|, мальчик нырял, рассматривал ракушки. - деепричастный оборот, однородные сказуемые.

2) Дачи, |окружённые забором из ивовых веток|, встречаются в деревнях. - прич оборот

3) Мы шли по главной улице города, |освещённой сотнями огней|. - прич оборот

4) Кот, |дремлющий в бархатном кресле|, свернулся клубочком. - прич оборот

Можешь выделить графически или написать словами.


8. см.задание 7


Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) |Увидев слонов и жирафа|, малыши принялись радостно хлопать в ладоши и смеяться. - деепр оборот

2) В музее нам рассказали об истории вещей, | находившихся в этом доме в прошлом веке|. - прич оборот

3) Маруся и Ванечка вернулись домой поздно вечером, | так и не найдя потерянную вещь|. - деепр оборот

4) Дорогой дедушка, помоги мне найти ошибку ,|допущенную в решении задачи|. Дорогой дедушка — обращение. Прич оборот

выпиши предложение, графически выдели или объясни знаки.


9. Определить основную мысль

Основная мысль — то, что хотел донести до нас автор (формулируй одним предложением, это главное, что хотел сказать автор, не путай с темой (тема — то, о чем говорится в тексте)). Иногда бывает, что основная мысль дана в конкретном предложении, его можно записать. Если его нет / не можешь найти, формулируй сам.


10. Тип речи

Обрати внимание, что там дан конкретный отрывок текста, несколько предложений, тип речи определяешь именно их.

1) повествование — рассказывается о чем-либо, много глаголов;

2) описание — описывается вещь, предмет, явление, природа, место, много прилагательных;

3) рассуждение — автор рассуждает на какую-то тему, может быть дан вопрос.


11. Вопрос по тексту. Отвечай полным предложением.

Например: Как относились к хлебу на Руси?

Ответ: К ХЛЕБУ НА РУСИ ОТНОСИЛИСЬ…

Ключевые слова — ищи слова, которые подтверждают твой ответ. Можешь записать слова или словосочетания (два слова, соединенных грамматически и по смыслу). Минимум 3. Сомневаешься в ответе — напиши больше!


12. Лексическое значение слова — толкование слова, нужно объяснить его значение (можно подобрать синонимы к слову).

Обязательно прочитай это слово в контексте, вдруг оно дано не в том значении, о котором ты думал.


13. Стилистическая окраска

1) нейтральные слова — используются во всех стилях речи, например, идти.

2) стилистические окрашенные — те, которые используются не в всех стилях речи, например, ковылять — разговорное.

Ищи странное слово, оно будто выбивается из предложения.

Примеры: сколь, раздобыли, потихоньку, бывало, творится, посудачить, предание


14. Объясняй пословицу несколькими предложениями, следи за пунктуацией и орфографией. Посмотри варианты ВПР, разбери данные пословицы.


На протяжении всей ВПР следи за своей грамотностью! Баллы отнимаются и за это!

ВЫУЧИ РАЗБОРЫ!