Задание 1.
повторить:
I.1) причастный оборот
Причастие — часть речи, включающая в себя черты и прилаг. и глагола.
Вопросы: какой? какая? какие? / что делающая? что сделавшая? что сделанная? (можно задать одновременно и вопрос прилагательного и глагола). Внешне похоже на прилагательное (те же окончания), похоже на глагол, имеет оттенок действия.
Как найти причастие?
1) найди слово, похожее на прилагательное и глагол одновременно.
2) задай вопрос (у причастия их будет сразу 2)
3) найди суффикс — выучи таблицу
4) найти глагол, от которого образовано.
Пример: решенный (окончание - ый как у прил., какой? что сделанный? Оттенок действия есть, от решить, суф ЕНН — это прич.)
| Наст время | Пр время |
Действительный залог | Ущ / ющ ащ / ящ | Вш ш |
Страдательный залог | Ом / ем / им | Енн нн т |
Внимательнее с суф Т., его не все замечают.
Причастный оборот — причастие и зависимые от него слова (к которым от прич задаются вопросы). Определяемое слово — слово, от которого к прич задается вопрос. Если опред слово находится перед прич обротом, то запятые ставятся., если после — то не ставятся.
Пример:
Цветок, |растущий на клумбе|, вдруг завял.
Растущий — причастие
кто был растущим? Цветок. Цветок какой? Растущий. Цветок — опред слово.
Растущий где? На клумбе. Растущий на клумбе — это прич и зависимое слово, т. е. прич оборот. Опред слово перед обротом, ставим запятые. Подчеркиваем как определение.
2) деепричастный оборот
Деепричастие — часть речи, включающая в себя черты глагола и наречия. От наречия — неизменяемость, не имеет окончания, вопрос — как? От деепричастия — оттенок действия, вопрос — что делая / что сделав?
Как найти деепричастие?
1) найди слово похожее на глагол и наречие одновременно.
2) задай вопрос — их будет сразу 2
3) найди суффикс
4) слово будет иметь оттенок действия, образовано от глаг
5) зависит от глагола-сказуемого, от него задашь вопрос
Пример.
Махнув
1) как? Что сделав?
2) Суф В
3) от глаг махать
Суффиксы деепричастия
Соверш вид | Несовер вид |
Вши ши в | а я |
Деепричастный оборот — деепричастие и зависимое от него слово. Всегда выделяется запятыми. Если деепр не образует оборот, оно все равно выделяется запятыми. Подчеркивается как обстоятельство
Пример
Я смотрел на восходящее солнце,| не отрывая глаз|
не отрывая — дееприч., смотрел что делая? Не открывая (зависит от гл-сказуем)., не отрывая чего? глаз — деепр оборот. Поставим запятые. Обрати внимание: что лицо, которое выполняет основное действие, выполняет и добавочное.
В избушке, распевая, дева прядёт
прядет что делая? распевая — дееприч., от распевая не задаются вопросы — это одиночное деепр, все равно ставим запятые.
3) тире между подлежащим и сказуемым
Если подлежащее и сказуемое выражены существ в Именит.падеже, то между ними ставим тире.
Как легко найти? Ищи предложение, в котором нет глагола.
Пример
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России
кто?что? Тамань — подлежащее. Тамань — это что такое? городишко — сказуемое. Оба — сущ в Им.падеже — между ними ставим тире.
4) однородные члены предложения
Однородными могут быть любые члены предлож. (Они обязательно должны относиться к одному слову)
Я часто получаю письма и посылки (получаю что? письма что? Ппосылки) между ними союз и, запятую не ставим.
Я часто получаю письма ,посылки (если союза и нет ,ставим запятую, если союз НО или А, тоже ставим запятую).
5) обращения
Я люблю тебя, Россия ! Автор обращается к России, обращения всегда выделяются запятыми. Обращение может состоять из нескольких слов: Я люблю тебя, ПРЕКРАСНАЯ РОССИЯ.
6) сложные предложения
если в предложении две грам основы, оно сложное, не забудь поставить запятую (подчеркни подлежащее и сказуемое)
7) обобщающее слово
Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.
Если обобщ слово перед однородными, ставь двоеточие, если после, то тире.
В дорогу были куплены продукты: хлеб, крекеры, фрукты (однород подлеж., продукты — обобщ слово по отношению к ним)
С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их золотую или багряную прическу.(клены, березы и осины — это деревья, деревья — обобщ слово)
II. 1) проверяемые гласные, проверяемые ударением
Ставь безударную гласную под ударение
махать - мАшет
2) чередующиеся гласные в корне
3) н и нн в причастиях и прилагательных
В прилаг:
ан, ян, ин всегда 1 н, кроме искл: оловянный, деревянный, стеклянный
енн, онн всегда 2 н, кроме искл: ветреный
2н, если одна в корне, а другая в суф: сонный (сон+н)
запомни: юный, румяный всегда одна н
в прич:
в полной форме всегда 2н, в краткой 1н
сделанный — полная, вопрос какой?, сделана — краткая, вопрос какова?
Есть отглагольные прилагательные. Не путай с причастием.
Как отличить?
1) прич образ от глаг соверш вида., если вид несоверш — задумайся
2) в прич есть приставка
3) прич оканчивается на ованный, еванный
4) есть зависимое слово
например:
жареный — что деланный? Несов вид., нет приставки, на ованный/еванный не оканчивается, нет завис слова === отглаг прил. - значит пиши 1Н
пожаренный — появилась приставка, это уже прич === пиши 2н
жареный в масле — появилось завис слово, прич === пиши 2н
4) не с глаголом, причастием, деепричастием, существительным,
прилагательным, наречием
глагол | слитно | Раздельно |
| 1)Не употр без не ненавидеть | 1)Всегда не хочешь |
прич | Полные: 1)не употр без не недоумевающий 2)нет завис слова | 1)Краткие причастия всегда раздельно полные: 1)есть завис слово 2)есть противост с А |
дееприч | Точно также, как с глаголом! |
существ | 1)Не употр без не непогода 2)замена синонимом без не не правда (=ложь) | 1)Есть противопост с А не правда, А ложь |
прил | Точно также, как с сущ! | 1)Есть противост с А не правдивый, А лживый 2)***Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ). |
наречие | Как с прилагательным! |
5) н и нн в наречиях
Пиши столько н, сколько в слове, от которого образ наречие!
Смотрел рассеянно. Рассеяно — наречие. Образовано от прич рассеянный ( в полн форме 2Н). значит в нар тоже 2 н.
Не путай с краткими прил и прич. на О. отличай по вопросу, наречие обычно зависит от глагола.
6) приставки на з и с — если корень начинается с глухой, в приставке пиши С, если со звонкой — З. Беззвучный, з- звонкая, бесшумный, ш — глухая.
7) кое, либо, нибудь, то с местоимениями и наречиями — ВСЕГДА через дефис!
8) сложные прилагательные (дефис, слитное написание)
Задание 2.
Морфемный — разбор по составу (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). У наречия нет окончания, на конце суффикс!
Словообразовательный — найти исходное слово, указать, какие морфемы прибавили, способ.
Пример:
сверху — с — приставка, верх — корень, у — суф., основа — все слово. - морфемный р-р
сверху --- с+верх+у (верх в овал., выделить приставку и суф) прист-суф сп-б. Словообр р-р
Морфологический (см приложение в учебнике, причастие и деепр, скорее всего, будут на ВПР)
а) причастие
б) деепричастие
в) наречие
г) предлог
Причастие (залог и время определять по таблице суф). Таблицу знать наизусть!
Род, число, падеж причастия смотреть по определяемому слову, особенно падеж.
У деепричастия нет начальной формы, оно не изменяется, у причастия — м.р., ед.ч., И.п.
Синтаксический — определить все части речи, все члены предложения, сделать характеристику.
Характеристика:
1) повест (если просто рассказывается о чем-то), / вопрос (есть знак вопроса), / побуд (побуждают к действию (Иди делай уроки))
2) воскл / невоск (по наличию ! Знака)
3) простое (одно грам основа) / сложное (2 и более грам основ) грам основа — это подлежащие и сказуемое
4) распр (есть второстеп: обстоят., опред., дополн.) или нераспр (только подлежащее и сказуемое)
5) односост (только подлежащ. или только сказ.) или двусост. (одновременно есть и подлеж. и сказ)
6) осложнено… (может быть не осложнено), осложн. элементы: деепр. оборот, прич оборот, одиночное дееприч., обращение, однород.чл пред)
3. Предлог
как отличить от сущ, нар и деепр.
1) замени другим предлогом, если заменяется, то это предлог.
Насчет -о,
вследствие, ввиду, благодаря — из-за
в течение, в продолжении имеют значение времени
несмотря на, не взирая на — имеют переносное значение, действия нет
Если будет течение реки, то это точно сущ., на встречу с КЕМ-ТО, тогда сущ.
Пример:
1) Он играл в шахматы (в)течени.. всей своей жизни. Указание на время, предлог. В ТЕЧЕНИЕ
2) Он пытался вслушаться (в)продолжени.. фразы, но безуспешно. Вслушаться во что? в продолжение, фраза — нет значения времени, сущ В.П. в продолжение
3) (На)встречу с выпускниками пришёл известный артист. На встречу С… значит сущ. На встречу
4) (Не)смотря на затяжные дожди, урожай собрали вовремя. В прямом смысле мы не смотрим на дожди.. Хоть и шли дожди, урожай собрали вовремя. НЕСМОТРЯ НА — предлог.
Выпиши предложения только, где предлоги (их будет 2), предлоги напиши без ошибок.
ПРЕДЛОГИ:
ИМЕТЬ В ВИДУ — устойчивая фраза, нет предлога.
4.Союз
Пример:
1) Спрячься за(то) дерево и сиди тихо. Можно убрать то. Значит не союз. За — предлог, то — указательное местоимение. Дерево какое? то.
2) Брат рассказал смешную историю, что(бы) развеселить нас. Нельзя убрать бы — союз (находится между частями СПП)
3) Дома то(же) ничего нового не было. - нельзя убрать же — союз. Можно заменить на другой союз - также.
4) Если будете работать так(же), ничего не добьётесь. Можно убрать же, не союз — так — указательное местоимение, же — частица
СОЮЗЫ ПИШЕМ СЛИТНО.
5. Ударение.
Делай наугад. В прикрепленном сборнике ВПР в эл дневнике почитай слова с расставленными ударениями. Запомни
агре́ссия [р’]
акаде́мия [д’]
ателье́ [тэ]
балова́ть,
балу́ясь
бережли́во
береста́, из бересты́
берёста, из берёсты
взят, взята́
воро́та
вы́здороветь, -вею, -веешь
вы пра́вы
дви́жимый
добела́
до́брый, добра́, будьте добры́
договорённость
доска́, у доски́, на до́ску (доску́ доп.)
до́ смерти
до́суха
до́сыта
жалюзи́
жерло́
звони́ть, звони́шь, звони́т
инжене́р, -е́ры
и́скриться и искри́ться
кафе́ [фэ]
кварта́л
киломе́тр
коне́чно [шн]
конкре́тно [р’]
краси́вее
ку́хонный
легче [хч’]
междугоро́дный
ме́льком
наме́рение
нанесён, нанесена́
нача́вший
на́чал, начала́, на́чали
на́чатый
неподалёку
парте́р [тэ]
переведён, переведена́
переведённый
повлёкший
по́ двое
подня́вший
по́днятый
по́долгу
положи́ть, -жи́л, -жи́ла, -жу́, -ожишь
поня́вший
по́нятый
по́ трое
(она) права́, (вы, они) пра́вы
премирова́ть
прибы́вший
прибы́ть, при́был, прибыла́
приведённый
привезён, привезена́
развито́й (язык)
ра́звитый (ребёнок)
ржа́вея
свёкла
скворе́чник [шн’]
ску́чный [шн]
сла́ще
смо́лоду
со́здан, создана́
со́слепа, со́слепу
сре́дства
столя́р
тире́ [рэ]
торт, то́рты
увя́дший
углуби́ть
удо́бнее
фарфо́р
фиа́ско
фла́нговый
цеме́нт
цепо́чка
цисте́рна [тэ]
че́рпая
что́бы [шт]
ши́ре
шоссе́ [сэ]
шофёр, шофёры
ште́мпель [тэ]
щаве́ль
экспре́сс [р’]
6. Грамматические ошибки
1) причастие (задай вопрос от определяемого слова к причастию, проверь окончание) — в ответе должно быть переписанное предложение с исправленным окончанием.
2) деепричастный оборот (подчеркни подлежащее и сказуемое, проверь может ли подлежащее выполнять добавочное действие, т. е. относится ли по смыслу к подлежащему деепричастие; если нет, то замени предложение на СПП с союзом когда, деепричастие замени глаголом) — в ответе - исправленное предложение
3) предлог (проверь окончание предлога — например, по прибытиИ, в ВПР у предлога может быть дано окончание Ю, это ошибка, измени окончание; обрати внимание, в каком падеже дано сущ. после предлога — согласно, вопреки, благодаря сочетаются только в Д.П.) - перепиши предложение, исправив окончание предлога.
В 2 предложениях будут ошибки, не в 1!!!
например:
1) Вчера, |возвращаясь с работы|, у меня потерялась папка с документами. - возвращаясь — деепричастие, возвращаясь с работы — деепр оборот. Папка что сделала? потерялась. Потерялась что сделав? возвращаясь с работы. Папка выполняет все действия — она потерялась и возвращалась с работы. Логически неверно. Ответ: КОГДА я ВОЗВРАЩАЛСЯ с работы, у меня потерялась папка с документами.
2) По прибытию на соревнования гимнасты приступили к тренировкам. По прибытиИ — предлог. Ответ: По прибытиИ на соревнования гимнасты приступили к тренировкам
3) Нарядные девочки и мальчики подошли к зданию городского театра. - нет ошибок
4) Оля, |увидев свою подругу|, подошла к ней и поздравила с праздником. - увидев — деепр., увидев подругу — деепр оборот. Оля что сделала? подошла. Подошла что сделав? увидев. Все действия совершает Оля. Верно.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Разбери каждое предложение:
1) выдели подлежащее и сказуемое;
2) посмотри, если ли однородные члены предложения — знаки?
3) причастный оборот — знаки?
4) деепричастный оборот — знаки?
5) обращение — знаки?
ОБЪЯСНИ, почему ты поставил запятую! Перепиши предложение.
1) |Плавая в море|, мальчик нырял, рассматривал ракушки. - деепричастный оборот, однородные сказуемые.
2) Дачи, |окружённые забором из ивовых веток|, встречаются в деревнях. - прич оборот
3) Мы шли по главной улице города, |освещённой сотнями огней|. - прич оборот
4) Кот, |дремлющий в бархатном кресле|, свернулся клубочком. - прич оборот
Можешь выделить графически или написать словами.
8. см.задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) |Увидев слонов и жирафа|, малыши принялись радостно хлопать в ладоши и смеяться. - деепр оборот
2) В музее нам рассказали об истории вещей, | находившихся в этом доме в прошлом веке|. - прич оборот
3) Маруся и Ванечка вернулись домой поздно вечером, | так и не найдя потерянную вещь|. - деепр оборот
4) Дорогой дедушка, помоги мне найти ошибку ,|допущенную в решении задачи|. Дорогой дедушка — обращение. Прич оборот
выпиши предложение, графически выдели или объясни знаки.
9. Определить основную мысль
Основная мысль — то, что хотел донести до нас автор (формулируй одним предложением, это главное, что хотел сказать автор, не путай с темой (тема — то, о чем говорится в тексте)). Иногда бывает, что основная мысль дана в конкретном предложении, его можно записать. Если его нет / не можешь найти, формулируй сам.
10. Тип речи
Обрати внимание, что там дан конкретный отрывок текста, несколько предложений, тип речи определяешь именно их.
1) повествование — рассказывается о чем-либо, много глаголов;
2) описание — описывается вещь, предмет, явление, природа, место, много прилагательных;
3) рассуждение — автор рассуждает на какую-то тему, может быть дан вопрос.
11. Вопрос по тексту. Отвечай полным предложением.
Например: Как относились к хлебу на Руси?
Ответ: К ХЛЕБУ НА РУСИ ОТНОСИЛИСЬ…
Ключевые слова — ищи слова, которые подтверждают твой ответ. Можешь записать слова или словосочетания (два слова, соединенных грамматически и по смыслу). Минимум 3. Сомневаешься в ответе — напиши больше!
12. Лексическое значение слова — толкование слова, нужно объяснить его значение (можно подобрать синонимы к слову).
Обязательно прочитай это слово в контексте, вдруг оно дано не в том значении, о котором ты думал.
13. Стилистическая окраска
1) нейтральные слова — используются во всех стилях речи, например, идти.
2) стилистические окрашенные — те, которые используются не в всех стилях речи, например, ковылять — разговорное.
Ищи странное слово, оно будто выбивается из предложения.
Примеры: сколь, раздобыли, потихоньку, бывало, творится, посудачить, предание
14. Объясняй пословицу несколькими предложениями, следи за пунктуацией и орфографией. Посмотри варианты ВПР, разбери данные пословицы.
На протяжении всей ВПР следи за своей грамотностью! Баллы отнимаются и за это!
ВЫУЧИ РАЗБОРЫ!