СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему «Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций» (8 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему «Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций» (8 класс)»

Дата:

Класс:

Учитель:

Предмет: Химия



Тема: «Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций »



Тип урока: Комбинированный урок



Библиотека ЦОК: : https://m.edsoo.ru/ff0d5708



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.



  1. Контролируемые умения



  • Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.



  • Молярный объём газов.





  • Расчёты по химической формуле. Расчёты массовой доли химического элемента в соединении, количества вещества, молярной массы, молярного объёма газов.



  1. Предметные умения



  • Раскрывать смысл основных химических понятийи применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.



  1. Личностные результаты



  • Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека



  1. Функциональная грамотность



  • Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека





Ход урока



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.1 Мотивация на учебную деятельность





Вопрос: Какую физическую величину можно соизмерять, не прибегая к многочисленным математическим расчетам?

    1. Актуализация опорных знаний



    1. Целеполагание



  1. Как измерить вещество? 

  2. В каких единицах? 

  3. Подсчитать число молекул или атомов?

Но   это   сложно.   Если   необходима   какая­-то   порция   вещества,   то   для   твердых   веществ используют массу, а для жидкостей – объем.  

Следует различать массу и количество: 2 кг яблок   –   это   масса,   а   2   яблока   –   это количество. В жизни   мы   часто   используем определенные порции, например: коробок спичек или мешок зерна, ведь никто из нас не будет поштучно покупать спички или зерно. Поэтому, мы с вами и должны разобраться, что такое количество вещества и как оно измеряется.







  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



В   химии   для   измерения   количество   вещества   была   выбрана   единица,   которая объединила в себе число частиц и массу. Эта единица называется моль и обозначается буквой  n  (эн). Чтобы измерить 1 моль любого вещества, нужно взять его столько грамм, какова относительная атомная или относительная молекулярная масса вещества.

Давайте посмотрим на вещества количеством один моль: сравните, как отличается 1 моль воды, соли, кислоты и сахара. Почему? У этих веществ различная относительная молекулярная масса. Например, 1 моль воды имеет массу 18 г, т.к. относительная молекулярная масса вода равна 18; 1 моль азота имеет массу 28 г, потому что относительная молекулярная масса его равна 28; 1 моль меди равен 64 г, т.к. относительная молекулярная масса ее равна 64.

А если нам нужно узнать, какую массу имеет вода количеством 2 моль, то мы 2 умножим на 18, т.е. 36 г; 0,5 моль азота имеет массу 14 г, т.к. 0,5 умножить на 28, будет 14. Количество вещества не только связано с массой, но и с числом частиц. Установлено, что 1моль любого вещества содержит одинаковое число частиц. Это число равно 6,02 ∙ 1023. Это число называется постоянной Авогадро, в честь итальянского ученого А. Авогадро и обозначается оно NA.   Т.е. 1 моль воды имеет массу 18 г и содержит 6,02 ∙ 1023 частиц; 2 моль воды имеет массу 36 г и содержит 12,04 ∙ 1023 частиц; 0,5 моль азота имеет массу 14 г и содержит 3,01 ∙ 1023 частиц.

Очевидно,   что   для   того   чтобы   узнать   число   частиц   (N),   которое   содержится   в определенном количестве вещества, можно использовать формулу: N = NA ∙ n где n – количество вещества, т.е. число молей; N – число частиц. Из этой формулы верны  и следующие выражения: NA = N/ n n = N/ NA Теперь дадим определение понятия моль – это такое количество вещества, в  котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц этого вещества

2.2. Проверка первичного усвоения





  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Определите количество вещества кислорода, в котором содержится   18,06 ∙ 1023 молекул.



( Решение:



Количество молекул (N) равен произведению количеству вещества (n) и числа Авогадро (N ^ a)

N ^ a = 6·10²³(константа)

Отсюда (n) равен (N : N ^ a)

18, 06·10²³ : 6·10²³≈3моль)

    1. Развитие функциональной грамотности



    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)



Систематизация знаний и умений



  1. Вставьте вместо пропусков нужные слова.



Моль – это _____________________________________. Обозначается количество вещества ______________. Единица измерения количества вещества ______________. Постоянная Авогадро ____________.  



(  Ответы: моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц этого   вещества,   обозначается  n,   единица   измерения   –   моль,   6,02   ∙   1023  постоянная Авогадро. )



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

  1. Подведение итогов, домашнее задание



  1. Что изучали сегодня на уроке?

  2. Чему научились?

  3. На каком этапе возникли затруднения?



    1. Домашнее задание.



Решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?