Дата:
Класс:
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций »
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: : https://m.edsoo.ru/ff0d5708
Контролируемые элементы содержания
Контролируемые умения
Проверяемые элементы содержания
Расчёты по химической формуле. Расчёты массовой доли химического элемента в соединении, количества вещества, молярной массы, молярного объёма газов.
Предметные умения
Раскрывать смысл основных химических понятийи применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.
Личностные результаты
Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Функциональная грамотность
Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Ход урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
Вопрос: Какую физическую величину можно соизмерять, не прибегая к многочисленным математическим расчетам?
Актуализация опорных знаний
Целеполагание
Как измерить вещество?
В каких единицах?
Подсчитать число молекул или атомов?
Но это сложно. Если необходима какая-то порция вещества, то для твердых веществ используют массу, а для жидкостей – объем.
Следует различать массу и количество: 2 кг яблок – это масса, а 2 яблока – это количество. В жизни мы часто используем определенные порции, например: коробок спичек или мешок зерна, ведь никто из нас не будет поштучно покупать спички или зерно. Поэтому, мы с вами и должны разобраться, что такое количество вещества и как оно измеряется.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
В химии для измерения количество вещества была выбрана единица, которая объединила в себе число частиц и массу. Эта единица называется моль и обозначается буквой n (эн). Чтобы измерить 1 моль любого вещества, нужно взять его столько грамм, какова относительная атомная или относительная молекулярная масса вещества.
Давайте посмотрим на вещества количеством один моль: сравните, как отличается 1 моль воды, соли, кислоты и сахара. Почему? У этих веществ различная относительная молекулярная масса. Например, 1 моль воды имеет массу 18 г, т.к. относительная молекулярная масса вода равна 18; 1 моль азота имеет массу 28 г, потому что относительная молекулярная масса его равна 28; 1 моль меди равен 64 г, т.к. относительная молекулярная масса ее равна 64.
А если нам нужно узнать, какую массу имеет вода количеством 2 моль, то мы 2 умножим на 18, т.е. 36 г; 0,5 моль азота имеет массу 14 г, т.к. 0,5 умножить на 28, будет 14. Количество вещества не только связано с массой, но и с числом частиц. Установлено, что 1моль любого вещества содержит одинаковое число частиц. Это число равно 6,02 ∙ 1023. Это число называется постоянной Авогадро, в честь итальянского ученого А. Авогадро и обозначается оно NA. Т.е. 1 моль воды имеет массу 18 г и содержит 6,02 ∙ 1023 частиц; 2 моль воды имеет массу 36 г и содержит 12,04 ∙ 1023 частиц; 0,5 моль азота имеет массу 14 г и содержит 3,01 ∙ 1023 частиц.
Очевидно, что для того чтобы узнать число частиц (N), которое содержится в определенном количестве вещества, можно использовать формулу: N = NA ∙ n где n – количество вещества, т.е. число молей; N – число частиц. Из этой формулы верны и следующие выражения: NA = N/ n n = N/ NA Теперь дадим определение понятия моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц этого вещества
2.2. Проверка первичного усвоения
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Определите количество вещества кислорода, в котором содержится 18,06 ∙ 1023 молекул.
( Решение:
Количество молекул (N) равен произведению количеству вещества (n) и числа Авогадро (N ^ a)
N ^ a = 6·10²³(константа)
Отсюда (n) равен (N : N ^ a)
18, 06·10²³ : 6·10²³≈3моль)
Развитие функциональной грамотности
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Систематизация знаний и умений
Вставьте вместо пропусков нужные слова.
Моль – это _____________________________________. Обозначается количество вещества ______________. Единица измерения количества вещества ______________. Постоянная Авогадро ____________.
( Ответы: моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц этого вещества, обозначается n, единица измерения – моль, 6,02 ∙ 1023 постоянная Авогадро. )
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Подведение итогов, домашнее задание
Что изучали сегодня на уроке?
Чему научились?
На каком этапе возникли затруднения?
Домашнее задание.
Решить задачу
Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)
можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?