СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по биологии в 6 классе "Голосеменные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план по биологии в 6 классе "Голосеменные". Данная разработка содержит подробный план урока, лабораторную работу, тестовые задания.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по биологии в 6 классе "Голосеменные"»

Дата:22.01.2016 год.

Класс: 6 Б класс

Тема урока: Голосеменные растения

Цели урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о систематике голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса Хвойные, изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных (хвойных) растений, дать понятие размножения, как основного свойства живых организмов.

 2) Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.

3)  Воспитательная: формировать чуткое отношение к природе, умение видеть      прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний.

Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, гербарии голосеменных растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.

План урока:

I Организационный этап.

II Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

III Постановка задачи.

IV Этап усвоения новых знаний и способов действий.

V Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий.

VI Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

VII Этап коррекции знаний и способов действий

VIII Этап информации о домашнем задании

IХ Подведение итогов урока.


Ход урока:

I Организационный этап.

- приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Встаньте все красиво

С гостями поздоровайтесь учтиво

Тихо сядьте, спины прямо

Все легонечко вздохнем

И работать мы начнем.


II Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация опорных знаний).


1.Учитель: До появления голосеменных растений на нашей планете господствовали папоротникообразные. (Демонстрирует рисунок, на котором изображены древовидные папоротники, а на их фоне изображение каменного угля) Прокомментируйте рисунок.

Ученик: Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).

Учитель: Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? Ученик: Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия. Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка. Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок. Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.

2. Учитель: Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

1. Папоротникообразные относятся к:

а) низшим споровым растениям в) высшим споровым растениям

б) низшим семенным растениям г) высшим семенным растениям.

2. У папоротникообразных отсутствуют:

а) корни б) стебли в) листья г) цветки.

3. Мхи относятся к высшим растениям, потому что у них есть:

а) ризоиды б) хлорофилл в) органы растения г) споры.

4. У сфагнума в отличие от кукушкиного льна нет:

а) листьев б) спорангиев в) стебля г) ризоидов.

5. К гаметофитной стадии папоротникообразных относят:

а) взрослое растение б) заросток в) спорангий г) нителлу.

6. Спороносные побеги хвоща полевого:

а) весенние побеги б) летние побеги в) не изменяются в течение сезона г) не образуются.

7. Какие корни образуются у плаунов:

а) корневища б) придаточные корни в) боковые г) главный.

8. Мужские гаметы доставляются к яйцеклеткам:

а) самостоятельно б) в процессе фотосинтеза в) с помощью ветра г) с помощью воды.

9. Мхи размножаются:

а) спорами б) семенами в) корнями г) стеблями.

10. Вайи – это:

а) побеги хвоща б) корневище папоротника в) листья папоротника г) побеги плауна

Правильные ответы: 1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 б, 6 а, 7 б, 8 г, 9 а, 10 в.

Взаимопроверка. Выставление отметки.

+ + + + + + + + «5»

+ + + + + + + «4»

Учитель:У кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).

III Постановка задачи.

На слайде демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».

Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

Ученик: О хвойных растениях.

Учитель: Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, 
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.

  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Учитель: Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны познакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет.

У голосеменных хорошо выражены органы:

- корень,

- лист,

- стебель.

Для размножения им служат не споры, а семена.

Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями.Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные:

- сосна,

- ель,

- лиственница,

- пихта,

-можжевельник.

Сегодня мы рассмотрим представителей голосеменных сосну и ель.

Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.Их высота может достигать 30- 40 м.Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10 м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. Сосны живут до 400 лет.

В ходе объяснения демонстрируются слайды

Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.

В ходе объяснения демонстрируются слайды

Учитель: А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.Строение хвои и шишек хвойных.

Учащиеся получают побеги, шишки сосны и ели.

Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой.

Лабораторная работа.

Тема: «Строение хвои и шишек хвойных».

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы

  1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле(поодиночно, попарно или пучками). Данные занеси в таблицу.

  2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

  3. Выясните по учебнику, сколько лет живет хвоя у данного растения


Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение

на

ветке

Сколько лет живет хвоя

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна








Ель










4.Сделай вывод, закончив предложение.

  1. Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…

  2. По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

  3. Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?

  4. Какой вывод вы сделали?

Значение голосеменных.

- Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.

- Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

- Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.

- Семена кедровой сосны используют в пищу.

- Используют смолу хвойных- живицу, получая скипидар, канифоль.

V. Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий.

Фронтальная беседа с классом.

  1. Какие растения относят к голосеменным?

  2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

  3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

  4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

  5. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

А теперь поработаем с сигнальными карточками. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем зеленую карточку. Если нет – красную.

  1. Для размножения голосеменным растениям служат споры (нет)

  2. У хвойных растений листья представлены хвоинками (да)

  3. У лиственницы хвоя живет на побегах 2-3 года (нет)

  4. Семена хвойных распространяются с помощью ветра (да)

  5. Хвойные растения выделяют фитонциды (да)

  6. Среди голосеменных преобладают травы (нет)

VI Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности; рецензирование ответов учащихся.

Дети решают тесты

Тест.

1. Сосна относится к:

а) папоротникообразным

б) цветковым растениям

в) покрытосеменным растениям

г) голосеменным растениям

2.К голосеменным растениям относятся

а) береза

б) ель

в) липа

г) клен

3.Листья сосны называются

а) вайями

б) заростком

в) хвоей

г) шишками

4.Голосеменные произошли от

а) псилофитов

б) хвощей

в) семенных папоротников

г) мхов

5.Голосеменные в отличие от папоротникообразных имеют

а) стебли

б) семена

в) листья

г) корни

После истечения времени на задание, учитель выводит таблицу с ответами и ученики проводят самоанализ.

Правильные ответы: 1-г,2-б,3-в,4-в,5-б.

VII Этап коррекции знаний и способов действий.

Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действий в рамках изученной темы.

VIII Этап информации о домашнем задании.

Основное § 39

Творческое задание на выбор:

Кроссворд «Голосеменные растения»

Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о голосеменных растениях

VI Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

С каким отделом растений мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали о голосеменных растениях?

Подходит к концу наш урок. Давайте составим букет настроения. У вас на партах лежат цветки красного, синего и желтого цвета. Если вам было интересно на уроке, то выходя из класса поставьте в вазу красный цветок. Если вы считаете, что урок прошел обычно, поставьте цветок желтого цвета. Ну а те, кому было скучно и не интересно – поставьте цветок синего цвета.





ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата Аулиекольского района»











Конспект открытого урока:

«Отдел Голосеменные»

6 Б класс.












Учитель Саурбаева М.С.







2015-2016 Учебный год