Поурочный план урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Времена глаголов
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Закреплять знания обучающихся о глаголе как части речи,закреплять умение распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи; развивать логическое, мышление, внимание, память; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формирование представления о временной форме глагола. Умение задавать к слову вопрос. Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола. Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения. | Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: Работа в группе. Развивать способность сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь. | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности |
О б о р у д о в а н и е: презентация, ноутбук, телевизор, учебник русского языка для 3 класса под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, карточки с глаголами на доске, карточки для парной и индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся
- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится: (СЛАЙД 1)
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
- Что такое глагол? Экспресс- опрос (слайд 2) (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
Упражнение в определении глаголов в тексте «Существительное или глагол?» (слайд 3)
-На какие вопросы отвечают глаголы?
3. Целеполагание
(слайды 4,5,6). Составьте словосочетания с данными глаголами.
- Догадались, какая тема урока? Время глагола.
– Что же мы узнаем на уроке?
– Как вы думаете, какая цель перед нами стоит? Чему мы научимся на уроке?
(Научиться определять время глагола и отличать одно время от другого.)
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)(СЛАЙД 7)
Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
Беседа по вопросам.
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.) ( слайды 8,9)
Творческая работа.
-Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа
Минутка чистописания
Упражнение «Оживи картинку»
На доске написан текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении
Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
Упражнения в определении времени глагола.
4.Усвоение новых знаний
Упражнение «Распредели глаголы в группы»
(Ребята, на доске карточки со словами- глаголами, распределите их в 3 группы: настоящее прошедшее и будущее время)
Упражнение в образовании времён глаголов
(СЛАЙД 10)
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
-Поставьте глаголы в форме другого времени. Работа у доски (Проверка – слайд 11)
Физкультминутка
-А теперь немного отдохнём. Если вы услышите глаголы прошедшего времени- хлопаем, настоящего- топаем, будущего- прыгаем.
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
* * *
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
* * *
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели.
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули- ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем- крылья сложили назад
5.Формирование умений и навыков.
Работа с учебником.
Упражнение в изменении глаголов по временам.
Работа с правилом
– Прочитайте правило в учебнике.
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
Упражнение «Четвёртый лишний».
Работа в парах
-У вас на карточках записаны группы слов. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Поработаем в парах. Обсудите, какое слово лишнее.
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
Работа по индивидуальным карточкам
Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.
Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.
Игра «Дополни пословицу»
- Дополните пословицу подходящим по смыслу глаголом ( слайд 12,13)
6. Итог урока. Рефлексия
– Что изучали на уроке? Как глаголы изменяются по временам? (работа с таблицей- слайд14)
-Закончите предложение: «Сегодня я узнал(а)….Мне понравилось….Было интересно…Было трудно….Теперь я умею….»(Рефлексия) ( слайд 15)
-Молодцы!( слайд 16)
7. Оценивание обучающихся
8. Домашнее задание: с. 77 упр. 159