Класс разделён на 3 группы. Я читаю рассказ, а вы в команде записываете крылатые выражения. Чья команда запишет больше, та получает жетон - совушку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье. Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться. Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слезы в три ручья. Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать. Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку) Можно ли дать такую иллюстрации? Рыбак с удочкой, которой пойманы дети. Команды зачитывают обороты. 5. Найдите устойчивые обороты из стихотворения. Что они обозначают? 1 команда. | 2 команда. | За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава. | Оказался молодцом Смог осилить ношу Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу | 3 команда. Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость Лампу, плащ и шляпу. И верёвку и тряпку Но никогда и нигде Не вешать носа в беде. 6. Из истории оборотов. (Сообщение) Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95см. а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво. Работают спустя рукава, а о людях, которые работали, умело - работают – засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься-попадает в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив, останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение. Выражение кричать во всю Ивановскую связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. 7.Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Вам необходимо узнать из каких сказок появились выражения? Встань передо мной как лист перед травой. ( Сивка-Бурка) Рожки да ножки. Кому корешки, а кому вершки. Битый небитого везёт. По щучьему велению. Заяц задал такого стрекоча. Как вы понимаете обороты? 8.Работа у доски. Подберите картинки, с изображениями животных добавив в обороты. Голоден как…. Хитёр как… Труслив как… Неповоротлив как… Глуп как… Нем как… Почему появились эти обороты? 9.Сценка “Ни пуха, ни пера”. Рано утром мама-Квочка В класс отправила сыночка Говорила: “Не дерись, не петушись” Поспеши уже пора. Через час едва живой Петушок идёт домой Ковыляет еле-еле Он со школьного двора А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера. Что пожелала мама-Квочка? Почему стихотворение заканчивается” Ни пуха, ни пера”? Где они определены в переносном смысле? 10. Работа с картинками. Каждая команда получает 5 одинаковых картинок. Необходимо подписать фразеологический оборот. В наборе обороты: лить, крокодиловы слёзы, ходить по струнке, держать быка за рога, писать как курица лапой, сесть в галошу 11. Из истории. (Сообщение) Я покажу, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили лакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”. Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки змеи. Спят с открытыми глазами рыбы. |