СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные конспекты по вдумчивому чтению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по вдумчивому чтению. По теме крылатые фразы и выражения

Просмотр содержимого документа
«поурочные конспекты по вдумчивому чтению»

Дата: 22.10

Ф.И.О. учителя: Субботовская И.Т.

Тема: крылатые фразы и выражения





Кол-во

присутствующих: 24


отсутствующих:

Класс: 3 «Д»




Цели обучения данного урока

показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут: знать фразеологических оборотов


Большинство учащихся смогут: знать систему ориентиров

для выполнения логической операции

Некоторые учащиеся смогут: использовать фразеологических оборотов


Языковая цель

Развитие навыков: выявление из прослушанного текста информации

Основные термины и словосочетания:

Полиязычие: фраза

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

объяснять, называть, рассказывать

Вопросы для обсуждения:1- Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке?  Что такое фразеологический оборот?


Предшествующие знания

чтение текстов с пропущенными словами

План

Планируемое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания вместо указанных ниже)

Ресурсы

I.Вызов

5-7 мин

1.Создание положительного эмоционального настроя.


  • Какие виды речи вы знаете?

  • Приведите примеры устной речи. Почему она так называется?

  • Из чего состоит письменная речь? (буква, слово, предложение, текст)

Чтобы правильно написать какое-то слово, мы обращаемся за подсказкой к словарю.

выставка словарей толкового, фразеологического, орфографического, словарь синонимов и антонимов, омонимов.




2. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.




Тема занятия “ Крылатые выражения”. Что это за выражения? Почему их так называют?

Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Они употребляются в переносном значении и взяты из художественной литературы.

Сегодня мы проведём игру и выясним, кто из вас запомнит и объяснит большее количество крылатых выражений



II. Осмысление

3. Работа по теме урока

30 мин













Класс разделён на 3 группы. Я читаю рассказ, а вы в команде записываете крылатые выражения. Чья команда запишет больше, та получает жетон - совушку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье.

Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться.

Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слезы в три ручья.

Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку) Можно ли дать такую иллюстрации? Рыбак с удочкой, которой пойманы дети. Команды зачитывают обороты.

5. Найдите устойчивые обороты из стихотворения. Что они обозначают?

1 команда.

2 команда.

За домом, едва 
Пожелтела трава, 
Два брата рубили дрова 
Один это делал спустя рукава, 
Другой – засучив рукава.

Оказался молодцом
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу

3 команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость
Лампу, плащ и шляпу.
И верёвку и тряпку
Но никогда и нигде
Не вешать носа в беде.

6. Из истории оборотов. (Сообщение)

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95см. а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво. Работают спустя рукава, а о людях, которые работали, умело - работают – засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься-попадает в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив, останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Выражение кричать во всю Ивановскую связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

7.Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Вам необходимо узнать из каких сказок появились выражения?

  • Встань передо мной как лист перед травой. ( Сивка-Бурка)

  • Рожки да ножки.

  • Кому корешки, а кому вершки.

  • Битый небитого везёт.

  • По щучьему велению.

  • Заяц задал такого стрекоча.

Как вы понимаете обороты?

8.Работа у доски. Подберите картинки, с изображениями животных добавив в обороты.

  • Голоден как….

  • Хитёр как…

  • Труслив как…

  • Неповоротлив как…

  • Глуп как…

  • Нем как…

Почему появились эти обороты?

9.Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”
Поспеши уже пора.
Через час едва живой
Петушок идёт домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Что пожелала мама-Квочка? Почему стихотворение заканчивается” Ни пуха, ни пера”? Где они определены в переносном смысле?

10. Работа с картинками. Каждая команда получает 5 одинаковых картинок. Необходимо подписать фразеологический оборот.

В наборе обороты: лить, крокодиловы слёзы, ходить по струнке, держать быка за рога, писать как курица лапой, сесть в галошу

11. Из истории. (Сообщение)

Я покажу, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили лакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.







текст

III. Рефлексия

4. Итогурока.

8-10 мин

С какими выражениями мы познакомились? Можно ли их понимать в прямом смысле?

Ребята, вы все сегодня хорошо, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокассеты, автомобиль БМВ любезно предоставлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение сразу, как только рак на горе свистнет.

Попались на удочку? Что уши развесили?

А если серьёзно вас ожидает приз “Пальчики оближешь” Смотрите не проглотите язык.



Дополнительная информация

Дифференциация – Как вы планируете помогать учащимся? Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи
«Самопознание»
«ИКТ»
Ценности




Наблюдения

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся?

Какой была атмосфера обучения?

Успешными ли были действия по дифференциации между учащимися?

Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)


Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)


Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока?