Тема: «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра, тематика фрагмента
Цель урока: Познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».
Задачи:
Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе».
Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- отчёт дежурного;
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Кто может назвать тему урока, прочитав данный эпиграф? – А цели?
- Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».
-Вспомните, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.) Слайд 5
-Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)
- Что представляли собой первые книги?(это были большие толстые книги, которые писались от руки и переписывались со временем другим летописцем)
- Как читали книги люди Древней Руси?(читали не спеша, перечитывая по нескольку раз, отыскивая наставления, советы)
- Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? (подобно фольклору , литер.ДР останавливалась только на исключительных содытиях, поэтичность ДРЛ также близка к УНТ)
- Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.(не было стихов, но была поэзия. ДРЛ «чиста», она призывает к возвышенному, к хорошему. Для неё характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Старинные писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, к их верованиям)
- Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?
III. Изучение нового материала
- В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.) Слайд
Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.
Летописание – составление летописи.
Летописец – составитель летописи.
- В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».
Что мы видим на картине?
Как изображен летописец?
Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»? (возносили книги и учение, это как сокровище)
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.
Оборона Руси от печенегов Словарная работа. Печенеги. Слайд.
В то время Русь стала испытывать всё более сильный натиск кочевников-печенегов. Печенежские орды (племена) кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: оружие, пищу, одежду, дорогие ткани и украшения. Стремясь оградить южные границы Руси от их набегов, русский князь Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились 4 линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. Владимир приглашал дружинников из простых людей, а для службы на границе использовал даже жителей Новгорода.
Подумайте почему?(Пытался общей проблемой сплотить славян и к тому же воинственно настроенных новгородцев отсылал на южные рубежи Руси, чтобы ослабить политическую обстановку в Новгороде)
На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Заслышав о походе русских дружин, печенеги также быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников- товар для невольничьих рынков Причерноморья. Таким образом, Владимир впервые годы своего правления проявил себя как деятельный правитель и во внутренней политике государства, объединяя славян, и во внешней, отражая набеги печенегов, защищая Русь от врагов.
«Сказание о Белгородском киселе». Читает учитель.
Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказанием о белгородском киселе» и обсудим, что перед нами, историческое событие или вымысел?
- Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)
- Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)
В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.
Словарная работа в тетради.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
Восвояси – к себе домой.
IV. Закрепление
Беседа по тексту сказания. Слайд
Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
С какой интонацией надо читать начало сказания? С грустной или веселой? (С грустной, потому что трагическая ситуация.)
С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
- Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)
Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботамо благе родины» Д.С.Лихачев)
Домашнее задание:
Прочитать сказание о «Принятии христианства на Руси». Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе?»»