СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение к ЕГЭ.Методические рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с обществоведчискими понятиями является ключевой,.так или иначе и первая и вторая часть  КИМа  проверяют знания теоретического материала по разделам предмета.

Просмотр содержимого документа
«Повторение к ЕГЭ.Методические рекомендации.»

«Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания».

Учитель истории обществознания

МАОУ «Лицей№36»

Кондрашова Анджела Ринатовна

Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность приобретает активный, познающий характер. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. Например, понятие «культура» имеет более 500 определений, но его можно научиться определять, можно выделить один существенный признак — «творить, делать, возделывать».

Значительное число заданий ГИА и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированным научным текстом.

Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. «Зазубривание» определений понятий и терминов невозможно и не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений. (Практически вся вторая часть ЕГЭ-работа с понятиями)

Знание понятий является и целью, и средством обучения понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание).

Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах. Работа над понятийным аппаратом курса должна проводиться в системе с 5-го класса.

Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.

Например, на уроке обществознания по теме «Социализация» в 5 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «роль». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие роли могут играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Затем учитель формирует определение понятия «социальная роль»: «модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе.

В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт».

Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт»: «это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов».

С ассоциативным методом сходен индуктивный метод. Отличием является лишь то, что при индуктивном методе рассматриваются не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению.

На уроке «Познание и знание» в 10 классе также основная задача при работе с терминами «познание», «научное познание», «обыденное познание», «философское познание», «художественное познание», «социальное познание» сводится к тому, чтобы выделить главный признак, который объединяет данные понятия.

Для введения этих понятий можно опереться на исторические, обществоведческие, эстетические знания и жизненный опыт обучающихся о получении новых знаний об окружающем мире. Обучающимся можно предложить оформить таблицу «Формы познания».

научное познание

обыденное познание

философское познание

художественное познание

социальное познание



Когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться, используется дедуктивный метод. Это метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание.

Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы. женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).

При подготовке заданий 29, предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Например, в 10 классе по теме «Политический режим» учащимся предлагается высказывание А. Смита: «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии». Чтобы раскрыть смысл высказывания, важно хорошо знать смысл таких понятий как политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, разделение властей, правовое государство, народовластие и т.д

Следует также отметить, что как правило, все названные методы обучения понятиям выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим. Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях. Поэтому с целью закрепления и контроля знаний обучающихся проводятся различные виды заданий:

  1. Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы:

 уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.

2.Учителем организуется работа с логическими схемами

Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд

Кластер :