Актуализация жизненного опыта Проверка домашнего задания Учащиеся читают аннотацию к своей любимой книге. Работа над сквозной темой раздела урока (К) Учитель предлагает ученикам рассмотреть обложки книг. – Как вы думаете, что их объединяет? – Напомните, пожалуйста, с какой из книг Сергея Алексеева мы с вами познакомились на прошлом уроке. – Почему книга получила такое название? – Что вы узнали о великом полководце А. Суворове, читая рассказы Алексеева? Что бы вы еще хотели узнать? Целеполагание. Цель нашего урока – научиться: - прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям; - извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации и представлять информацию в виде схем; - писать творческие работы разных жанров: письмо герою. Работа по тетради (И) Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетради № 1–3. Работа по учебнику над произведением (К) Учитель ставит перед учениками задачу: определить в процессе чтения «секреты создания образа». Ученики перечитывают произведение вслух правильно, сознательно и выразительно без остановок. (К,Д) Учитель предлагает прочитать схему, рассказать о том, как создается образ персонажа. (Г) Работая в группах. Ученики находят в рассказе слова и выражения для характеристики Шапкина. Оформляют всю информацию в таблице. Тетрадь, задание № 4. Динамическая пауза Работа над определением основной мысли литературного произведения (П) Учащиеся объясняют выделенное в тексте предложение. Читают знаменитые высказывания А.В. Суворова, и попробуют объяснить их смысл. (К) Ученики знакомятся с творчеством В.М. Сурикова и Ф.И. Усыпенко. Рассматривают их картины «Штурм Измаила» и «Переход Суворова через Альпы». Отвечают на вопросы в учебнике. Суриков Василий Иванович (1848 – 1916, Москва) Живописец, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. Учился в Академии художеств в Петербурге Отказавшись от заграничной поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883–1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей. Именно в картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков смог показать во всей красе и величии мужество и дух российских солдат, которые совершают поистине великий подвиг, переходя опасный путь через горы. Надо отметить, что тема героизма присуща творчеству Сурикова, потому как в своих картинах он весьма часто изображал людей мужественных и совершающих героические поступки во имя чести и славы своего народа. (К) Просмотрев картины, ученики высказывают своё мнение. Задают вопросы, выясняют замысел автора. (Д, К) Динамическая пауза Работа в тетради «Что я знаю и умею» (И) Учащиеся выполняют задания № 5–6 урок в тетради самостоятельно или с помощью учителя (И) Творческая работа (К) Инструкция по выполнению задания. Напиши письмо герою рассказа. Учитель сообщает ученикам об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике, этапах работы над этим жанром. Помогает обсудить содержание письма, приводит примерные тексты написания писем. Проверяют работу с помощью орфографического словаря. (И) Оценить свою работу на уроке (ФО) |