СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения»»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения»   Урок русского языка  в 8 классе

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Односоставные предложения»

Урок русского языка

в 8 классе

Двадцать второе апреля.  Классная работа. Повторение по теме: «Односоставные предложения»

Двадцать второе апреля. Классная работа.

Повторение по теме:

«Односоставные предложения»

  А.А. Шахматов (1824-1920)  Один из первых поднял вопрос об односоставных предложениях. Первым в истории выделил типы односоставных предложений .

А.А. Шахматов (1824-1920)

Один из первых поднял вопрос об односоставных предложениях. Первым в истории выделил типы односоставных предложений .

Цели урока: 1.Повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях. 2 . Развитие умения использовать односоставные предложения в связной речи. 3. Совершенствование навыков самостоятельной работы. 4. Воспитание интереса к родному языку.

Цели урока:

1.Повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях.

2 . Развитие умения использовать односоставные предложения в связной речи.

3. Совершенствование навыков самостоятельной работы.

4. Воспитание интереса к родному языку.

1.Что такое односоставное предложение ? (Односоставное предложение – это предложение, имеющее только один главный член. И его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым).

1.Что такое односоставное предложение ?

(Односоставное предложение – это предложение, имеющее только один главный член. И его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым).

2. Назовите виды односоставных предложений. 1. Назывные (номинативные) предложения, в которых главный член обычно выражается существительным в Им. падеже или сочетанием числительного с существительным. 2. Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником. 3. Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое неопределённым лицом. 4. Безличные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.

2. Назовите виды односоставных предложений.

1. Назывные (номинативные) предложения, в которых главный член обычно выражается существительным в Им. падеже или сочетанием числительного с существительным. 2. Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.

3. Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое неопределённым лицом.

4. Безличные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.

3. Какими формами глаголов выражается главный член в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях?       В определённо-личных предложениях глаголом 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В неопределённо-личных предложениях глаголом 3-го лица настоящего и будущего времени, глаголом мн. числа прошедшего времени или глаголом мн. числа в условном наклонении.

3. Какими формами глаголов выражается главный член в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях?

В определённо-личных предложениях глаголом 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении.

В неопределённо-личных предложениях глаголом 3-го лица настоящего и будущего времени, глаголом мн. числа прошедшего времени или глаголом мн. числа в условном наклонении.

4. Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени) ? Приведите примеры.  Кабинет Петра I – помещение для работы, где император зкзаменовал молодых дворян, писал указы и занимался государственными делами . Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели...

4. Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени) ? Приведите примеры.

Кабинет Петра I – помещение для работы, где император зкзаменовал молодых дворян, писал указы и занимался государственными делами .

Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели...

5. Какие односоставные предложения употребляются при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки? Приведите примеры . На дворе темно. Пора в постель, но спать нам неохота . За ночь сильно вызвездило. С утра мне нездоровится .

5. Какие односоставные предложения употребляются при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки? Приведите примеры .

На дворе темно. Пора в постель, но спать нам неохота . За ночь сильно вызвездило. С утра мне нездоровится .

Алгоритм определения односоставного предложения. Находим грамматическую основу. Определяем, двусоставное или односоставное предложение. Смотрим, чем выражен главный член предложения. Теперь в соответствии с правилами определяем тип односоставного предложения.

Алгоритм определения односоставного предложения.

  • Находим грамматическую основу.
  • Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
  • Смотрим, чем выражен главный член предложения.
  • Теперь в соответствии с правилами определяем тип односоставного предложения.
Задание 1. Определите вид односоставных предложений . На нашей улице днём пустынно. Ехали сёлами, станицами по-над тихим Доном, по родным степям. В доме графа встретили нас приветливо. Голубое безоблачное небо. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи. Жутко было смотреть на разорённые деревни. Что-то нынче и вправду избы не топят. В небе ни облачка. Ночь и звёзды. На собрании избрали нового старосту группы и решили вопрос об успеваемости Никитина. Подождите, пожалуйста, в коридоре. К вечеру становится холодно и сыро. По радио сообщили о непогоде в ближайшие дни. Листая журнал, ищу нужную информацию. Приземистые дубы. Мне нужно посоветоваться с врачом.

Задание 1. Определите вид односоставных предложений .

На нашей улице днём пустынно. Ехали сёлами, станицами по-над тихим Доном, по родным степям. В доме графа встретили нас приветливо. Голубое безоблачное небо. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи. Жутко было смотреть на разорённые деревни. Что-то нынче и вправду избы не топят. В небе ни облачка. Ночь и звёзды. На собрании избрали нового старосту группы и решили вопрос об успеваемости Никитина. Подождите, пожалуйста, в коридоре. К вечеру становится холодно и сыро. По радио сообщили о непогоде в ближайшие дни. Листая журнал, ищу нужную информацию. Приземистые дубы. Мне нужно посоветоваться с врачом.

Задание 2. Распределите односоставные предложения на три колонки: определённо-личные, неопределённо-личные и безличные:   Вижу горы и долины. Снегом замело входы в блиндажи. Люблю читать приключенческую литературу. С крыши сбросили снег. Где-то очень далеко прогремело. В воздухе запахло весной. В мастерской громко стучали молотками. Буду слушать вечерами музыку падающей листвы. Из полей тянуло гречишным мёдом. Мне пришлют из деревни письмо. Тихо бреду вдоль чугунных решёток канала. Добро на худо не меняют.

Задание 2. Распределите односоставные предложения на три колонки: определённо-личные, неопределённо-личные и безличные:

Вижу горы и долины. Снегом замело входы в блиндажи. Люблю читать приключенческую литературу. С крыши сбросили снег. Где-то очень далеко прогремело. В воздухе запахло весной. В мастерской громко стучали молотками. Буду слушать вечерами музыку падающей листвы. Из полей тянуло гречишным мёдом. Мне пришлют из деревни письмо. Тихо бреду вдоль чугунных решёток канала. Добро на худо не меняют.

Задание 3. Укажите вид односоставного предложения, назовите автора и продолжите стихотворные строки:  Зима. Крестьянин, торжествуя… Унылая пора! Очей очарованье! Люблю грозу в начале мая… Мороз и солнце… Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье… Вот парадный подъезд… Сижу за решёткой в темнице сырой… Страшно и скучно. Здесь новоселье, Путь и ночлег...

Задание 3. Укажите вид односоставного предложения, назовите автора и продолжите стихотворные строки:

Зима. Крестьянин, торжествуя…

Унылая пора! Очей очарованье!

Люблю грозу в начале мая…

Мороз и солнце…

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье…

Вот парадный подъезд…

Сижу за решёткой в темнице сырой…

Страшно и скучно.

Здесь новоселье,

Путь и ночлег...

 Задание 4. Вопросы «на засыпку».  О каком из типов односоставных предложений говорил учёный М.В. Ломоносов: « Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»; Писатель Л.Н. Толстой: « Здесь нет ни одного глагола, а каждое выражение - картина»; Лингвист А.М. Пешковский: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

Задание 4. Вопросы «на засыпку».

О каком из типов односоставных предложений

  • говорил учёный М.В. Ломоносов: « Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»;
  • Писатель Л.Н. Толстой: « Здесь нет ни одного глагола, а каждое выражение - картина»;
  • Лингвист А.М. Пешковский: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».
 Значимость односоставных предложений велика, т.к. они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая речи лаконичность, краткость, эмоциональность, динамику. Без односоставных предложений речь была бы скучна, проста и некрасива. А они придают выразительность, образность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах и в разговоре.

Значимость односоставных предложений велика, т.к. они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая речи лаконичность, краткость, эмоциональность, динамику. Без односоставных предложений речь была бы скучна, проста и некрасива. А они придают выразительность, образность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах и в разговоре.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «С русским языком можно творить чудеса»,- К.Г. Паустовский. Продолжите эту мысль и напишите сочинение-рассуждение о роли односоставных предложений в русском языке. Приводите в качестве аргументов высказывания лингвистов, тексты разных стилей речи, жизненные ситуации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«С русским языком можно творить чудеса»,-

К.Г. Паустовский.

Продолжите эту мысль и напишите сочинение-рассуждение о роли односоставных предложений в русском языке. Приводите в качестве аргументов высказывания лингвистов, тексты разных стилей речи, жизненные ситуации.