Повышение качества образовательного процесса на уроках математики
условиях школы-интерната для детей с ОВЗ
Задача повышения качества математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния математического образования в школе.
Добиться, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные силы математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбили думать, преодолевать трудности, - сложная, но, очень нужная и важная сторона обучения математике. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того насколько тонко и умело будет построена учебная программа.
В математике столько серьёзного, способного заинтересовать и увлечь учащихся, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими предметами школьной программы.
Прелесть решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытие головоломок должен испытать каждый учащийся. Даже развлекательность может быть частично использована для того, чтобы помочь понять своеобразие "сухой" науки. Нужно позаботиться о том, чтобы каждый ученик, работал активно и увлеченно, и это использовать как отправную точку для возникновения и развития пытливости, любознательности, глубокого познавательного интереса. Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся;
2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;
3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;
4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;
5. формирование у обучающихся способности владения различными методами познания.
В основе моего опыта лежит идея: сформировать у обучающихся деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является развитием познавательной активности ребёнка.
Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими;
помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное (например, мои помощники Регина, Настя, Андрей, сделав и защитив свои работы, консультируют остальных).
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, предпринятых самостоятельно.
4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы).
5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость.
6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга.
7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);
8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся,
9. Темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
В урок я включаю:
Занимательные задания
Занимательное содержание материала
Игровой материал
Составление кроссвордов
Заслушивание написанных рефератов
Конкурсы, соревнования
Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.
I. Традиционные технологии
По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.
«Удивляй» Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер: «Объединяй по общему признаку» «Найди ошибку» «Найди лишнее и аргументируй», «Интеллектуальная разминка»
«Живая модель» На уроках геометрии поможет конструкция из подручных средств (карандаш-прямая, тетрадь – плоскость).
«Работа в группах» Учащиеся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения. Коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации.
«Устный счет» Учащиеся разгадывают кроссворды, решают нестандартные задачи. Главное «захватить» внимание учащихся.
«Графический диктант» На вопросы учителя учащиеся выполняют рисунок. Ответ «да» соответствует - _ , ответ «нет» - ^. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Математический диктант. Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.
Математические диктанты можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые.
II. Игровые технологии
В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.
Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей.
Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
1. Игра «Кодирование ответов».
Тема «Действия с десятичными дробями»
Учащиеся выполняют действия:
0,14 + 0,006 (0,2) М
2 – 0,7 (1,3) О
100 · 0,012 (1,2) Л
0,42 : 7 (0,06) О
3,18 – 1,08 (2,1) Д
5,4 · 0,1 (0,54) Ц
0,4² (0,16) Ы
Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).
2. Индивидуальное лото.
Две карточки: одна разрезана на части, на ней ответы; другая карточка разделена на такие же части, она содержит примеры. Решив пример, накрывают ответом данную ячейку. В результате получится рисунок.
3. Игра «Соревнование художников»
«Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
III. Здоровьесберегающие технологии
Здоровье - это величайшая ценность человека. В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например, Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Пальчиковая гимнастика
1. Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.
2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
Физкультминутки
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим (ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться (дети садятся за парты)
Неоценима на уроках математики роль физминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.
Например: 1. У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.
2. Набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.
3. На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
IV. Сообщение сведений из истории математики.
Исторический материал я использую на разных этапах урока. Иногда эти сведения даю перед объяснением нового материала, иногда связываю его с отдельными вопросами темы урока, а иногда даю как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению.
Использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2 минут урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.
V. Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель повышения качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Известно, что опрос, письменный или устный, - основное средство «обратной связи» в системе «учитель-ученик». Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса.
Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения я использую фронтально-индивидуальную и обучающую самостоятельные работы.
Фронтально-индивидуальная. Образец решения задания записывается на доске и разбирается его пошаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании новых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий.
Обучающая. В решении задания пропущены объяснения или вычисления. Учащийся должен восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.
VI. ИКТ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках использую информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат. Мною используются также диски по математике.
Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
VII. Вывод
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. В выборе форм проведения уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.
Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания “сделать свою работу в школе максимально эффективной, пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Подготовила учитель математики Гайсина А.А.