ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Фетисова Наталья Николаевна
преподаватель высшей категории Орловского базового медицинского колледжа,
г. Орёл
E-mail: [email protected]
Согласно ФГОС среднего профессионального образования для специальности «Фармация», будущий специалист при изучении предмета «Математика» должен освоить следующими общие компетенции: «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».
А также наряду с общими компетенциями при изучении математики овладеть профессиональными компетенциями: «ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета. К 3.4. Участвовать в формировании ценовой политики».
Над реализацией поставленной задачи в медицинском колледже работают все преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла и преподавательский состав профессиональных модулей. Перед преподавателем математики при базовой подготовке по специальности «Фармация» ставятся непростые задачи. С одной стороны, в средние учебные заведения идут не самые сильные учащиеся, и поступающий в средние профессиональные учебные заведения СПО естественно–научного профиля контингент учащихся не имеет хорошей подготовки по таким предметам, как алгебра и геометрия. С другой стороны, глубокая математическая подготовка фармацевту крайне необходима. «Как повысить познавательный интерес студентов? Чем заинтересовать будущих специалистов аптек и фармакологической промышленности?»- эти вопросы надо решить на самых первых занятиях математики в медицинском колледже.
И тут на помощь приходят профильно-ориентированные задачи. Следует отметить, что ни специальной методической литературы, ни сборников профильных задач по рассматриваемой теме не существует. Однако, «профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
-общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
-умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
-практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ».[1, с. 9]
Как можно выйти из сложившейся ситуации? Ответ дает М.И. Башмаков : «Ситуациями, которые можно назвать прикладными, профессиональными, производственными, требуют для своего описания информацию, находящуюся вне математики».[2, с. 5]
Значит, при подготовки студентов по специальности «Фармация» задачи целесообразно составить самому преподавателю, беря данные из практических аннотаций, которые прилагаются к каждому лекарственному препарату. Так, при изучении темы первого курса «Развитие понятия о числе», объясняя правило нахождения процента от числа, учащимся можно предложить рассмотреть саше часто рекламируемого лекарственного препарата «Колдрекс ХотРем» (рисунок 1).

Рисунок 1. Состав саше «Колдрекс ХотРем»
Далее предлагаю студентам прочитать состав: « 1 пакетик 5г содержит активные вещества: парацетамол 750 мг, фенилэфрина гидрохлорид 10 мг и аскорбиновая кислота 60 мг. Остальное - вспомогательные вещества». Перед учащимися ставлю задачу: « По предложенным данным составить задачу на нахождение процентов от числа». От студентов получаю такие варианты ответов.
Вариант ответа 1. «1 пакетик 5г содержит активные вещества: парацетамол 750 мг, фенилэфрина гидрохлорид 10 мг и аскорбиновая кислота 60 мг. Остальное - вспомогательные вещества. Определите процентное содержание вспомогательных веществ».
Вариант ответа 2. «1 пакетик 5г содержит активные вещества: парацетамол 750 мг, фенилэфрина гидрохлорид 10 мги аскорбиновая кислота 60 мг. Остальное - вспомогательные вещества. Определите, сколько процентов парацетамола в данном саше».
Вариант ответа 3. «1 пакетик 5г содержит активные вещества: парацетамол 750 мг, фенилэфрина гидрохлорид 10 мг и аскорбиновая кислота 60 мг. Остальное - вспомогательные вещества. Определите, сколько процентов аскорбиновой кислоты содержит одно саше парацетамола».
Анализируя все ответы учащихся, составляю задачу «1 пакетик 5г содержит активные вещества: парацетамол 750 мг, фенилэфрина гидрохлорид 10 мг и аскорбиновая кислота 60 мг. Остальное - вспомогательные вещества. Вычислите, сколько процентов каждого действующего вещества содержит одно саше, и сколько в нем процентов вспомогательных веществ. Полученные данные округлите до десятых долей процента».
Решая задачу, получаем, что основного действующего вещества в одном саше – парацетамола – содержится 15 %, фенилэфрина гидрохлорида – 0,2 %, аскорбиновой кислоты – 1,2 %, вспомогательных веществ - 83,6 %. Задача профильного содержания решена.
Для активизации познавательного интереса при математической подготовке работников фармацевтического профиля необходимо тренировать и устные вычислительные навыки. Решение проблемы – устный счет в начале каждого занятия, то есть систематическое развитие и тренировка устных вычислительных навыков. Задания для устного счета так же необходимо составлять с учетом профильной подготовки учащихся. Например, при изучении темы «Тестовые задачи с целыми и дробными числами» можно включить такое устное упражнение: « В субботу при покупке лекарственных препаратов по предъявлению пенсионного удостоверения цена снижается на 20%. В среду пенсионер купил товар стоимостью 600 р. Сколько заплатил бы за тот же препарат пенсионер в субботу?» Учащиеся достаточно быстро дают правильный ответ: « В субботу пенсионер потратил бы 480 р., скидка составляет 120 р.».
Для активизации познавательного интереса фармацевтов предлагаю и такие задачи: « В аптечный киоск поступило две партии лекарственных препаратов: 200 упаковок таблеток с 15 % содержанием антибиотика и 250 упаковок таблеток с содержанием 10 % антибиотика. В какой партии таблеток антибиотика содержится больше »?
Для отработки навыков решения задач на нахождение числа по его процентам, можно предложить студентам специальности «Фармацевт» решить устно такие задачи, как, например:
«При перевозке лекарств разбили 2% ампул, что составило 24 штуки. Сколько всего ампул перевозили »? [3, с. 27]. При решении определяем вместе со студентами, к какому основному типу задач на проценты относится предложенная задача, повторяем правило нахождения числа по его процентам, получаем ответ: « 120 ампул».
Прикладные задания профильной направленности позволяют не только повысить интерес к предмету математики, но и с первых дней учебы в медицинском колледже формировать основные и профессиональные компетенции, предъявляемые ФГОС среднего профессионального образования для специальности «Фармацевт», понять значимость, важность математики в профессиональной деятельности.
Список литературы:
Башмаков М.И. Математика. Книга для преподавателей: методическое пособие для СПО/ М. И. Башмаков. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014.-224 с.
Башмаков М.И. Сборник задач профильной направленности : учеб. пособие для учреждений профильной направленности сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014.-208 с.
Гилярова М.И. Математика для медицинских колледжей: учебник. – Изд. 5-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2016. – 442, [1] с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
Электронный ресурс:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация – [Электронный ресурс]. URL: http://orelmed.org/SvedeniiaObOO/ObrazovatStandartu/33.02.01_farmacija.pdf ( дата обращения 14.04.2019).