СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познание мира по карте. Итоговое занятие учебного курса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе итогового занятия осуществляется контроль знаний и умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Познание мира по карте. Итоговое занятие учебного курса.»



Итоговое занятие учебного курса

«Познание мира по карте».

Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития навыков самопроверки и самокоррекции.

Планируемые результаты:

I. Предметные УУД: научиться читать топографические карты, строить простейшие планы местности.

II.Метапредметные УУД:

  1. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  2. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий;

  3. Познавательные: составлять план местности, определять стороны горизонта, азимуты и расстояния на топографической карте.

III. Личностные УУД: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Оборудование: топографические карты: У-34-37 В-в-4, атласы Воронежской области, нитки Х/Б, циркули-измерители, линейки, «Листы самоконтроля».

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Добрый день! Ребята, сегодня мы проводим итоговое занятие учебного курса «Познание мира по карте». Как и всегда вначале занятия я прошу заполнить ваши личные странички цветового теста.

  2. Цветовой тест (слайд 2)

Эпиграф занятия (слайд 5).

Вступительное слово учителя: Ребята! Развернем географическую карту, бережно разгладив ее сгибы. Вглядимся еще раз в краски, линии, надписи. Перед нами маленькая модель мира, изобретение разума и творение рук человеческих. Еще раз перелистаем страницы вашего пока еще тоненького атласа. И перед вами мелькнут знакомые очертания материков, синяя гладь океанов, упругие вены рек, зеленовато-желтые просторы равнин, яркие звездочки городов. Рассматривая и изучая карты, станем немного поэтом, немного ученым, карты пробуждают мечты, увлекая на все четыре стороны света, вглубь недр земных и в бездны Вселенной, на таинственное шероховатое дно океанов и «пыльные тропинки далеких планет». Я думаю, у многих возникает страстное желание узнавать все, что показано на картах, хочется путешествовать по карте, касаясь ее циркулем и линейкой. Прочертить острым грифелем необычайный маршрут и следовать по сухопутным и морским дорогам. И постепенно начинает казаться, что за внешней гармонией значков, за изяществом плавно изогнутых меридианов и параллелей есть еще нечто, скрытое от непосвященного взора. Кажется, стоит напрячь воображение, проникнуть в секреты карты, в ясные и в тоже время таинственные узоры, и тогда, словно волшебным ключом открытая скрипнет дверца, и раздвинутся пределы, откроется много нового и таинственно.

Известный английский поэт Джордж Байрон, живший в конце 18 – начале 19 веков написал великие слова, переведенные на многие языки мира: «Есть карты мира, звезд, планет.

Познание идет путем побед»

Джордж Байрон

Предлагаю взять эти слова как эпиграф к нашему занятию. Итак, в путь по нашим планам и картам!

! В ходе всего занятия не забывайте оценивать свою работу в «Листах самоконтроля».

  1. Вопросы и задания:

1.Вопросы для знающих (слайд 7):

1) Какое значение имеют карты в жизни человека?

2) Людям каких профессий необходимо хорошо уметь пользоваться картами?

2. Перед вами перечислены стороны горизонта (слайд 8). Вспомните, какие азимуты им соответствуют. Ответы запишите в тетрадь.

1. Север 2. Восток 3.Юго-Восток 4. Запад 5. Юг

Правильные ответы (слайд 9):

  • 1. Север -0; 360.

  • 2. Восток – 90.

  • 3. Юго-восток – 135.

  • 4. Запад – 270.

  • 5. Юг – 180.

3.Расшифровка загадочного письма (слайды 10-11-12):

МОЛОДЦЫ

ВЫПОЛНИЛИ

ОТЛИЧНО

  1. Прочтите топографические знаки (слайд презентации 13). Запишите в тетрадь значение этих знаков.

Правильные ответы (слайд 14)

луг

Родник

здание, дом

луг, тропинка

озеро

отдельно стоящее хвойное дерево

ветряная мельница

лиственный лес

болото

Овраг

заросли кустарника

хвойный лес

улучшенная грунтовая дорога

Колодец

песчаный карьер

Река

5. Начертите план местности (слайд 15): Масштаб: в 1 сантиметре 100 метров. В центре местности на лугу стоит наблюдатель. Он видит:

На севере, 300 м, школа

На востоке, 250 м, заросли кустарника

На северо-западе, 400 м, фруктовый сад

На юге, 500 м, озеро, восточный берег заболочен.

(выключить проектор)

Физкультминутка: С помощью вытянутых рук укажите пожалуйста стороны горизонта на местности и на топографической карте (учитель вразнобой дает задания, ребята выполняют).

6.Прочтите зашифрованную в условных знаках информацию.

Используя топографическую карту: У-34-37 В-в-4, опишите лес, расположенный в квадрате: 1 стол: 66 – 13 (смешанный лес: сосна береза, высота деревьев 16 м, толщина стволов 15 см, расстояние между деревьями 4 м).

2 стол: 67 – 14 (хвойный лес: сосна, высота деревьев 20 м, толщина стволов 15 см, расстояние между деревьями 6 м).



3 стол: 68 – 13(хвойный лес: сосна, высота деревьев 20 м, толщина стволов 20 см, расстояние между деревьями 6 м).



4 стол: 67 - 13(смешанный лес: сосна береза, высота деревьев 20 м, толщина стволов 20 см, расстояние между деревьями 5 м).

7. Определите по топографической карте: на каком расстоянии и в каком направлении от острова на озере Черное находится: 1 вариант – Вороново;

2 вариант – Добрынино

Правильный ответ: 1. Вороново – 850 м на С-З

2. Добрынино – 1100 м на С-В.

8.Измерить протяженность реки по карте: Перед вами карта нашего края. Измерьте по ней протяженность реки Битюг в пределах Воронежской области.

- с помощью линейки;

- с помощью нитки; - с помощью циркуля-измерителя. Включить проектор (слайд 19)

Длина реки Битюг в пределах Воронежской области 287 км. Задания для удовольствия: (если есть время). 9. Составить небольшой рассказ (сказку) с использованием максимального количества топографических знаков. 10. Кроссворд. Подведение итогов – работа с «Листами самоконтроля».

Рефлексия: Итак, наше итоговое занятие завершается. Большое спасибо за совместную работу. Давайте обменяемся впечатлениями о нашей совместной работе. Я предлагаю каждому закончить фразы: - сегодня мне понравилось… - было интересно… - было трудно… - я выполнял задания (с удовольствием или без удовольствия)…

Лист самоконтроля.

После выполнения каждого задания поставь себе, пожалуйста, объективную оценку за работу.

1.Вопросы для знающих: - ______

2. Записать азимуты для сторон горизонта ______

3.Расшифровка загадочного письма: - _____ 4. Прочтите топографические знаки (слайд презентации) – ______. 5. Начертите план местности: ____

6. Опишите лес, расположенный в квадрате…: _______

7.Определите на каком расстоянии и в каком направлении от острова на озере Черное находится: ______

8.По карте Воронежской области измерьте протяженность реки Дон в пределах нашего края

- с помощью линейки; ___

- с помощью нитки; _____ - с помощью циркуля-измерителя. _____

Задания для удовольствия: (если есть время).

Оценка ставится по желанию.

9. Составить небольшой рассказ с использованием максимального количества топографических знаков. _____ 8. Кроссворд. _____ Выставление итоговой оценки за занятие __________



Рефлексия:

Итак, наше итоговое занятие завершается.

Большое спасибо за совместную работу. Давайте обменяемся впечатлениями о нашей совместной работе. Я предлагаю каждому закончить фразы:

  • сегодня мне понравилось…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания (с удовольствием или без удовольствия)…