Итоговое занятие учебного курса
«Познание мира по карте».
Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития навыков самопроверки и самокоррекции.
Планируемые результаты:
I. Предметные УУД: научиться читать топографические карты, строить простейшие планы местности.
II.Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий;
Познавательные: составлять план местности, определять стороны горизонта, азимуты и расстояния на топографической карте.
III. Личностные УУД: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Оборудование: топографические карты: У-34-37 В-в-4, атласы Воронежской области, нитки Х/Б, циркули-измерители, линейки, «Листы самоконтроля».
Ход занятия:
Оргмомент. Добрый день! Ребята, сегодня мы проводим итоговое занятие учебного курса «Познание мира по карте». Как и всегда вначале занятия я прошу заполнить ваши личные странички цветового теста.
Цветовой тест (слайд 2)
Эпиграф занятия (слайд 5).
Вступительное слово учителя: Ребята! Развернем географическую карту, бережно разгладив ее сгибы. Вглядимся еще раз в краски, линии, надписи. Перед нами маленькая модель мира, изобретение разума и творение рук человеческих. Еще раз перелистаем страницы вашего пока еще тоненького атласа. И перед вами мелькнут знакомые очертания материков, синяя гладь океанов, упругие вены рек, зеленовато-желтые просторы равнин, яркие звездочки городов. Рассматривая и изучая карты, станем немного поэтом, немного ученым, карты пробуждают мечты, увлекая на все четыре стороны света, вглубь недр земных и в бездны Вселенной, на таинственное шероховатое дно океанов и «пыльные тропинки далеких планет». Я думаю, у многих возникает страстное желание узнавать все, что показано на картах, хочется путешествовать по карте, касаясь ее циркулем и линейкой. Прочертить острым грифелем необычайный маршрут и следовать по сухопутным и морским дорогам. И постепенно начинает казаться, что за внешней гармонией значков, за изяществом плавно изогнутых меридианов и параллелей есть еще нечто, скрытое от непосвященного взора. Кажется, стоит напрячь воображение, проникнуть в секреты карты, в ясные и в тоже время таинственные узоры, и тогда, словно волшебным ключом открытая скрипнет дверца, и раздвинутся пределы, откроется много нового и таинственно.
Известный английский поэт Джордж Байрон, живший в конце 18 – начале 19 веков написал великие слова, переведенные на многие языки мира: «Есть карты мира, звезд, планет.
Познание идет путем побед»
Джордж Байрон
Предлагаю взять эти слова как эпиграф к нашему занятию. Итак, в путь по нашим планам и картам!
! В ходе всего занятия не забывайте оценивать свою работу в «Листах самоконтроля».
Вопросы и задания:
1.Вопросы для знающих (слайд 7):
1) Какое значение имеют карты в жизни человека?
2) Людям каких профессий необходимо хорошо уметь пользоваться картами?
2. Перед вами перечислены стороны горизонта (слайд 8). Вспомните, какие азимуты им соответствуют. Ответы запишите в тетрадь.
1. Север 2. Восток 3.Юго-Восток 4. Запад 5. Юг
Правильные ответы (слайд 9):
1. Север -0; 360.
2. Восток – 90.
3. Юго-восток – 135.
4. Запад – 270.
5. Юг – 180.
3.Расшифровка загадочного письма (слайды 10-11-12):
МОЛОДЦЫ
ВЫПОЛНИЛИ
ОТЛИЧНО
Прочтите топографические знаки (слайд презентации 13). Запишите в тетрадь значение этих знаков.
Правильные ответы (слайд 14)
луг | Родник | здание, дом | луг, тропинка |
озеро | отдельно стоящее хвойное дерево | ветряная мельница | лиственный лес |
болото | Овраг | заросли кустарника | хвойный лес |
улучшенная грунтовая дорога | Колодец | песчаный карьер | Река |
5. Начертите план местности (слайд 15): Масштаб: в 1 сантиметре 100 метров. В центре местности на лугу стоит наблюдатель. Он видит:
На севере, 300 м, школа
На востоке, 250 м, заросли кустарника
На северо-западе, 400 м, фруктовый сад
На юге, 500 м, озеро, восточный берег заболочен.
(выключить проектор)
Физкультминутка: С помощью вытянутых рук укажите пожалуйста стороны горизонта на местности и на топографической карте (учитель вразнобой дает задания, ребята выполняют).
6.Прочтите зашифрованную в условных знаках информацию.
Используя топографическую карту: У-34-37 В-в-4, опишите лес, расположенный в квадрате: 1 стол: 66 – 13 (смешанный лес: сосна береза, высота деревьев 16 м, толщина стволов 15 см, расстояние между деревьями 4 м).
2 стол: 67 – 14 (хвойный лес: сосна, высота деревьев 20 м, толщина стволов 15 см, расстояние между деревьями 6 м).
3 стол: 68 – 13(хвойный лес: сосна, высота деревьев 20 м, толщина стволов 20 см, расстояние между деревьями 6 м).
4 стол: 67 - 13(смешанный лес: сосна береза, высота деревьев 20 м, толщина стволов 20 см, расстояние между деревьями 5 м).
7. Определите по топографической карте: на каком расстоянии и в каком направлении от острова на озере Черное находится: 1 вариант – Вороново;
2 вариант – Добрынино
Правильный ответ: 1. Вороново – 850 м на С-З
2. Добрынино – 1100 м на С-В.
8.Измерить протяженность реки по карте: Перед вами карта нашего края. Измерьте по ней протяженность реки Битюг в пределах Воронежской области.
- с помощью линейки;
- с помощью нитки; - с помощью циркуля-измерителя. Включить проектор (слайд 19)
Длина реки Битюг в пределах Воронежской области 287 км. Задания для удовольствия: (если есть время). 9. Составить небольшой рассказ (сказку) с использованием максимального количества топографических знаков. 10. Кроссворд. Подведение итогов – работа с «Листами самоконтроля».
Рефлексия: Итак, наше итоговое занятие завершается. Большое спасибо за совместную работу. Давайте обменяемся впечатлениями о нашей совместной работе. Я предлагаю каждому закончить фразы: - сегодня мне понравилось… - было интересно… - было трудно… - я выполнял задания (с удовольствием или без удовольствия)…
Лист самоконтроля.
После выполнения каждого задания поставь себе, пожалуйста, объективную оценку за работу.
1.Вопросы для знающих: - ______
2. Записать азимуты для сторон горизонта ______
3.Расшифровка загадочного письма: - _____ 4. Прочтите топографические знаки (слайд презентации) – ______. 5. Начертите план местности: ____
6. Опишите лес, расположенный в квадрате…: _______
7.Определите на каком расстоянии и в каком направлении от острова на озере Черное находится: ______
8.По карте Воронежской области измерьте протяженность реки Дон в пределах нашего края
- с помощью линейки; ___
- с помощью нитки; _____ - с помощью циркуля-измерителя. _____
Задания для удовольствия: (если есть время).
Оценка ставится по желанию.
9. Составить небольшой рассказ с использованием максимального количества топографических знаков. _____ 8. Кроссворд. _____ Выставление итоговой оценки за занятие __________
Рефлексия:
Итак, наше итоговое занятие завершается.
Большое спасибо за совместную работу. Давайте обменяемся впечатлениями о нашей совместной работе. Я предлагаю каждому закончить фразы: