Познавательно-игровой мастер - класс с родителями и детьми старшей группы по речевому развитию на тему:
«Играем – речь развиваем»
Цель: Формирование у детей и родителей знаний и умений играть в речевые игры. Оказание помощи родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.
Задачи:
Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей.
Заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей.
Развивать мышление, память, речевую активность.
Представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).
Развивать детско-родительские взаимоотношения.
Установить эмоциональный контакт с детьми, помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с детьми деятельности; понять полезность занятий вдвоём.
Ход мастер-класса
Логопед: Дорогие и уважаемые родители,мы хотим вас поздравить с окончанием учебного года,наши дети прошли ступень от старшей до подготовительной группы,еще чуть чуть и школа.
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1.Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
И поэтому мы сегодня хотим провести небольшой мастер-класс как можно заниматься развитием речи дома,
Восп.: Теперь предлагаю перейти нам к нашему мастер-классу. Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Логопед: Безусловно, желание каждого из вас - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Но надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений. Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
Восп.: Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов. Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Мы предлагаем вам поиграть в игры, которые очень любят дети, в которые мы играем в детском саду и вы можете поиграть с детьми дома.
Логопед: Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика. Давайте попробуем и мы с вами выполнить несколько упражнений «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Восп.: Следующая игра называется «Шаги». Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Мы будем играть в игру и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.).
Логопед: Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование. Мы с вами поиграем в игру «Подбери словечко». По очереди нужно подобрать как можно больше прилагательных к слову «ЯБЛОКО». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово.
Восп.: Следующая игра называется «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно. Готовы?
Логопед: игра «Про покупки». Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «м». Попробуем! (молоко, мышь, машина, мыло, Москва, меч и т.д.).
Восп.: Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне? Мы предлагаем поиграть в игру «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.). Начнем игру словами:
Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.
Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.
Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.
Логопед: Следующая игра «Хлопни на ошибку». Я буду зачитывать прилагательные и глаголы про кошку, если слово подходит к описанию кошки – вы хлопаете, если нет – спокойно сидите. Готовы? (БЕЛАЯ, КОЛЮЧАЯ, ПУШИСТАЯ, ТОПАЕТ, МЯГКАЯ, ЗЕЛЕНАЯ, МЫЧИТ, БЕГАЕТ, ЛАСКАЕТСЯ, ШИПИТ, ЧЕРНАЯ, ДОМАШНЯЯ, ДИКАЯ, ИГРИВАЯ, МУРЛЫКАЕТ).
Восп.: В следующую игру мы поиграем «Выложи по памяти». Эта игра на развитие памяти, способствует закреплению знания фигур, цифр, цвета, букв и т.д. на магнитной доске размещены разные геометрические фигуры, ванн нужно запомнить их расположение. Я закрываю образец, а вы попробуйте нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры, точно так же как на доске. Теперь проверим, поднимите руки, те у кого нет ошибки. Теперь усложним задание. На доске расположены цифры и буквы, запомнили. Теперь выложите на столе точно так же. Молодцы.
Логопед: Игра «скажи наоборот». Я буду вам кидать мячик по очереди называя слово, а вам надо сказать противоположное слово. Готовы?
веселый – грустный быстрый – медленный, красивый – безобразный,
пустой – полный худой – толстый умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий трусливый – храбрый,
твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий.
Восп.: И последняя игра, в которую хотим с вами поиграть называется «Солнышко! Камешки! Заборчик». Эта игра на развитие внимания. Для этого я попрошу встать вас около своих мест. Когда я скажу «СОЛНЫШКО» вы поднимаете руки вверх с растопыренными пальцами, когда скажу «КАМЕШКИ» - присесть, «ЗАБОРЧИК» - плотно подойти друг другу. Кто ошибется выходит из игры. Посмотрим, кто самый внимательный, а так же честный. Начнем.
Логопед: Всем родителям большое спасибо за активное участие. На этом наша встреча подошла к концу.
Восп.: И в заключении нашего мастер-класса хотим вам сказать: Давайте же будем играть вместе с детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Открывайте мир вместе с ребенком! До новых встреч!