г. Ступино 2024 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Верзиловская СОШ”
Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)
как направление развития личности дошкольника.
Автор:
Козина Елена Олеговна учитель начальных классов первой категории
Китайская пословица гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Познавательно-исследовательская деятельность
постижение устройства вещей
связь между явлениями окружающего мира
Активность ребёнка
упорядочение и систематизация
Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:
1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
2. Освоение ребенком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родо-видовых и др. отношений)
3. Перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира)
4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения)
5. Расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу)
экспериментирование
Виды познавательно-исследовательской деятельности
моделирование
исследование
Экспериментирование – метод формирования основ естественнонаучных и экологических понятий.
Эксперимент - от греч. « проба, опыт»- научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его.
Как доказать
Сколько способов
Типы задач
Что получилось
Исследование - связано с решением творческой, исследовательской задачи.
Типы исследований:
- исследовательские опыты с предметами и их свойствами с 4-5 лет
- коллекционирование (классификация) с 5-6 лет
- путешествие по карте (освоение пространственных отношений) с 6-7 лет
- путешествие по «реке времени» (освоение временных отношений)
с 6-7 лет
Примерная тематика исследований
Коллекционирование (классификация)
- Времена года (сезоны)
- Мир растений
- Мир животных
- Виды минералов(камни)
- Виды местности
- Виды транспорта
- Виды строительных сооружений
- Виды профессий
- Виды спорта
- Состояния и превращения вещества
- Металлы и свойства магнита
- Свет и цвет в природе
- Оптические эффекты
Путешествие по карте
Опыты (экспериментирование)
- Состав и свойства почвы
- Условия жизни растений
- Движение воздуха (ветер)
- Движение воды
- Поверхность Земли
- Океаны и их обитатели
- Северные земли и их обитатели
- Наша страна Россия
Путешествие по «реке времени»
- История моей семьи
- История жилища
- История огня
- История профессий
Моделирование – предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Особенность моделирования заключается в получении новой информации (познавательная функция).
Классификация моделирования включает:
- замещение;
- составление моделей;
- деятельность с использованием моделей.
Виды моделирования:
- предметное моделирование – (модель мельницы, моста…);
- знаковое моделирование – (схема поделки, наглядный алгоритм изготовления поделки, проведение опыта и т.д.);
- моделирование, при котором в эксперимент включается не сам объект, а его модель (глобус).
Основные задачи коррекционной развивающей работы:
- Формирование у детей с нарушением интеллекта системы научных знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности.
- Развитие у детей с нарушением интеллекта сенсорной культуры
- Формирование представлений о многообразии окружающего мира.
- Коррекция мыслительных процессов и речи.
- Развитие творческой личности.
Этапы коррекционно – развивающей работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности :
1 этап (дети 2 года обучения)
- - обследование предметов;
- - решение проблемно-практических задач методом проб;
- - выполнение предметной классификации по образцу.
2 этап (дети 3 года обучения)
- - нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов;
- - выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания;
- - установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями;
- - формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий.
3 этап (дети 4 года обучения)
- - воссоздание целостного образа предмета по его частям;
- - определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3;
- - анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению.
- - развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.
формы и приёмы работы с детьми
совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем:
самостоятельная деятельность детей
в режимных моментах
- занятия по труду в уголке природы и на участке экскурсии на природе развивающая игра создание коллекций проектная деятельность проблемная ситуация беседа
- занятия по труду в уголке природы и на участке
- экскурсии на природе развивающая игра
- создание коллекций
- проектная деятельность
- проблемная ситуация
- беседа
- художественно - продуктивная деятельность наблюдение сюжетная игра
- художественно - продуктивная деятельность
- наблюдение
- сюжетная игра
- игры-эксперименты и дидактические игры наблюдение
- игры-эксперименты и дидактические игры
- наблюдение
группой
формы организации детей
по заданию учителя - дефектолога
подгруппой
индивидуально
Создание условий
Со 2 года обучения
Дидактический материал:
Оборудование:
- Вводится персонаж, от которого идет эксперимент (он живет в природном уголке)
- - книги
- - тематические альбомы
Добавляется:
Оборудование:
- - сахар, соль, мука, крахмал.
- - «центр песка»
- - «центр воды»
- - игрушки
- - красители (пищевые) –
- - разные крупные семена
- - простейшие приборы и приспособления (лупы, зеркала, ящик ощущений, бросовый материал)
С 3 года обучения
С 4 года обучения
Дидактический материал:
Дидактический материал:
- Рядом с персонажем располагаем карточки – схемы (проведение экспериментов)
- Схемы (что можно делать, что нельзя)
- - мини - музеи
- Исчезает персонаж
- Организуется мини- центр, заводятся блокноты на каждого ребенка
Добавляется:
- - Физическая карта мира с двумя полушариями
- - Глобус
- - Энциклопедии
Оборудование:
- Вводятся разделы: бумага, стекло, дерево, резина
- Расширяется природный материал (мхи, почки, камни, гайки, шурупы, скрепки)
- Усложняются приборы (микроскопы, песочные часы, увеличительные стекла, воздушные шары, зеркала)
Структура исследовательской деятельности
Проблемная ситуация
Формулировка выводов
Выдвижение гипотез
Целеполагание
Проверка
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Анкетирование.
Оформление наглядной информации
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
Родительское собрание;
Совместное детско-взрослое творчество
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Оформление папки «Мои открытия»
Тема: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;
Изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и др.
Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
Используемая литература:
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, 2005
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей, москва, 2009
- Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, 2007
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, Москва, 2007
- Машакова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе, Волгоград, 2011
Спасибо за внимание!