СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) как направление развития личности дошкольника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)

 как направление развития личности дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) как направление развития личности дошкольника.»

г. Ступино 2024 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Верзиловская СОШ” Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)  как направление развития личности дошкольника.  Автор:  Козина Елена Олеговна учитель начальных классов первой категории

г. Ступино 2024 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Верзиловская СОШ”

Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)

как направление развития личности дошкольника.

Автор:

Козина Елена Олеговна учитель начальных классов первой категории

Китайская пословица гласит:  То, что я услышал, я забыл.  То, что я увидел, я помню.  То, что я сделал, я знаю!

Китайская пословица гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Познавательно-исследовательская деятельность постижение устройства вещей связь между явлениями окружающего мира Активность ребёнка упорядочение и систематизация

Познавательно-исследовательская деятельность

постижение устройства вещей

связь между явлениями окружающего мира

Активность ребёнка

упорядочение и систематизация

Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности: 1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности) 2. Освоение ребенком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родо-видовых и др. отношений) 3. Перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира) 4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) 5. Расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу)

Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

2. Освоение ребенком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родо-видовых и др. отношений)

3. Перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира)

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения)

5. Расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу)

экспериментирование Виды познавательно-исследовательской деятельности моделирование исследование

экспериментирование

Виды познавательно-исследовательской деятельности

моделирование

исследование

Экспериментирование – метод формирования основ естественнонаучных и экологических понятий. Эксперимент - от греч. « проба, опыт»- научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его. Как доказать Сколько способов Типы задач Что получилось

Экспериментирование – метод формирования основ естественнонаучных и экологических понятий.

Эксперимент - от греч. « проба, опыт»- научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его.

Как доказать

Сколько способов

Типы задач

Что получилось

  Исследование - связано с решением творческой, исследовательской задачи.   Типы исследований:   исследовательские опыты с предметами и их свойствами с 4-5 лет  коллекционирование (классификация) с 5-6 лет  путешествие по карте (освоение пространственных отношений) с 6-7 лет  путешествие по «реке времени» (освоение временных отношений) с 6-7 лет

Исследование - связано с решением творческой, исследовательской задачи.

Типы исследований:

  • исследовательские опыты с предметами и их свойствами с 4-5 лет
  • коллекционирование (классификация) с 5-6 лет
  • путешествие по карте (освоение пространственных отношений) с 6-7 лет
  • путешествие по «реке времени» (освоение временных отношений)

с 6-7 лет

Примерная тематика исследований   Коллекционирование (классификация) Времена года (сезоны) Мир растений Мир животных Виды минералов(камни) Виды местности Виды транспорта Виды строительных сооружений Виды профессий Виды спорта  Состояния и превращения вещества Металлы и свойства магнита Свет и цвет в природе Оптические эффекты Путешествие по карте Опыты (экспериментирование) Состав и свойства почвы Условия жизни растений Движение воздуха (ветер) Движение воды Поверхность Земли Океаны и их обитатели Северные земли и их обитатели Наша страна Россия  Путешествие по «реке времени» История моей семьи История жилища История огня История профессий

Примерная тематика исследований

Коллекционирование (классификация)

  • Времена года (сезоны)
  • Мир растений
  • Мир животных
  • Виды минералов(камни)
  • Виды местности
  • Виды транспорта
  • Виды строительных сооружений
  • Виды профессий
  • Виды спорта
  • Состояния и превращения вещества
  • Металлы и свойства магнита
  • Свет и цвет в природе
  • Оптические эффекты

Путешествие по карте

Опыты (экспериментирование)

  • Состав и свойства почвы
  • Условия жизни растений
  • Движение воздуха (ветер)
  • Движение воды
  • Поверхность Земли
  • Океаны и их обитатели
  • Северные земли и их обитатели
  • Наша страна Россия

Путешествие по «реке времени»

  • История моей семьи
  • История жилища
  • История огня
  • История профессий
Моделирование  – предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Особенность моделирования заключается в получении новой информации (познавательная функция). Классификация моделирования включает:  замещение;  составление моделей;  деятельность с использованием моделей. Виды моделирования:  предметное моделирование – (модель мельницы, моста…);  знаковое моделирование – (схема поделки, наглядный алгоритм изготовления поделки, проведение опыта и т.д.);  моделирование, при котором в эксперимент включается не сам объект, а его модель (глобус).

Моделирование – предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Особенность моделирования заключается в получении новой информации (познавательная функция).

Классификация моделирования включает:

  • замещение;
  • составление моделей;
  • деятельность с использованием моделей.

Виды моделирования:

  • предметное моделирование – (модель мельницы, моста…);
  • знаковое моделирование – (схема поделки, наглядный алгоритм изготовления поделки, проведение опыта и т.д.);
  • моделирование, при котором в эксперимент включается не сам объект, а его модель (глобус).
Основные задачи коррекционной развивающей работы:  Формирование у детей с нарушением интеллекта системы научных знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности.  Развитие у детей с нарушением интеллекта сенсорной культуры  Формирование представлений о многообразии окружающего мира.  Коррекция мыслительных процессов и речи.  Развитие творческой личности.

Основные задачи коррекционной развивающей работы:

  • Формирование у детей с нарушением интеллекта системы научных знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности.
  • Развитие у детей с нарушением интеллекта сенсорной культуры
  • Формирование представлений о многообразии окружающего мира.
  • Коррекция мыслительных процессов и речи.
  • Развитие творческой личности.
Этапы коррекционно – развивающей работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности : 1 этап (дети 2 года обучения) - обследование предметов; - решение проблемно-практических задач методом проб; - выполнение предметной классификации по образцу. 2 этап (дети 3 года обучения) - нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов; - выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания; - установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; - формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий. 3 этап (дети 4 года обучения) - воссоздание целостного образа предмета по его частям; - определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3; - анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению. - развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.

Этапы коррекционно – развивающей работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности :

1 этап (дети 2 года обучения)

  • - обследование предметов;
  • - решение проблемно-практических задач методом проб;
  • - выполнение предметной классификации по образцу.

2 этап (дети 3 года обучения)

  • - нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов;
  • - выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания;
  • - установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями;
  • - формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий.

3 этап (дети 4 года обучения)

  • - воссоздание целостного образа предмета по его частям;
  • - определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3;
  • - анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению.
  • - развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.
формы и приёмы работы с детьми совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем: самостоятельная деятельность детей в режимных моментах  занятия по труду в уголке природы и на участке  экскурсии на природе  развивающая игра  создание коллекций  проектная деятельность  проблемная ситуация  беседа  занятия по труду в уголке природы и на участке  экскурсии на природе  развивающая игра  создание коллекций  проектная деятельность  проблемная ситуация  беседа  художественно - продуктивная деятельность  наблюдение  сюжетная игра  художественно - продуктивная деятельность  наблюдение  сюжетная игра  игры-эксперименты и дидактические игры  наблюдение  игры-эксперименты и дидактические игры  наблюдение

формы и приёмы работы с детьми

совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем:

самостоятельная деятельность детей

в режимных моментах

  • занятия по труду в уголке природы и на участке экскурсии на природе развивающая игра создание коллекций проектная деятельность проблемная ситуация беседа
  • занятия по труду в уголке природы и на участке
  • экскурсии на природе развивающая игра
  • создание коллекций
  • проектная деятельность
  • проблемная ситуация
  • беседа
  • художественно - продуктивная деятельность наблюдение сюжетная игра
  • художественно - продуктивная деятельность
  • наблюдение
  • сюжетная игра
  • игры-эксперименты и дидактические игры наблюдение
  • игры-эксперименты и дидактические игры
  • наблюдение
группой формы организации детей по заданию учителя - дефектолога подгруппой индивидуально

группой

формы организации детей

по заданию учителя - дефектолога

подгруппой

индивидуально

 Создание условий Со 2 года обучения  Дидактический материал: Оборудование: Вводится персонаж, от которого идет эксперимент (он живет в природном уголке) - книги - тематические альбомы Добавляется: Оборудование: - сахар, соль, мука, крахмал. - «центр песка» - «центр воды» - игрушки - красители (пищевые) – - разные крупные семена - простейшие приборы и приспособления (лупы, зеркала, ящик ощущений, бросовый материал) С 3 года обучения С 4 года обучения Дидактический материал: Дидактический материал: Рядом с персонажем располагаем карточки – схемы (проведение экспериментов) Схемы (что можно делать, что нельзя) - мини - музеи Исчезает персонаж Организуется мини- центр, заводятся блокноты на каждого ребенка Добавляется: - Физическая карта мира с двумя полушариями - Глобус - Энциклопедии Оборудование: Вводятся разделы: бумага, стекло, дерево, резина Расширяется природный материал (мхи, почки, камни, гайки, шурупы, скрепки) Усложняются приборы (микроскопы, песочные часы, увеличительные стекла, воздушные шары, зеркала)

Создание условий

Со 2 года обучения

Дидактический материал:

Оборудование:

  • Вводится персонаж, от которого идет эксперимент (он живет в природном уголке)
  • - книги
  • - тематические альбомы

Добавляется:

Оборудование:

  • - сахар, соль, мука, крахмал.
  • - «центр песка»
  • - «центр воды»
  • - игрушки
  • - красители (пищевые) –
  • - разные крупные семена
  • - простейшие приборы и приспособления (лупы, зеркала, ящик ощущений, бросовый материал)

С 3 года обучения

С 4 года обучения

Дидактический материал:

Дидактический материал:

  • Рядом с персонажем располагаем карточки – схемы (проведение экспериментов)
  • Схемы (что можно делать, что нельзя)
  • - мини - музеи
  • Исчезает персонаж
  • Организуется мини- центр, заводятся блокноты на каждого ребенка

Добавляется:

  • - Физическая карта мира с двумя полушариями
  • - Глобус
  • - Энциклопедии

Оборудование:

  • Вводятся разделы: бумага, стекло, дерево, резина
  • Расширяется природный материал (мхи, почки, камни, гайки, шурупы, скрепки)
  • Усложняются приборы (микроскопы, песочные часы, увеличительные стекла, воздушные шары, зеркала)
Структура исследовательской деятельности Проблемная ситуация Формулировка выводов Выдвижение гипотез Целеполагание Проверка

Структура исследовательской деятельности

Проблемная ситуация

Формулировка выводов

Выдвижение гипотез

Целеполагание

Проверка

Показатели сформированности исследовательской деятельности:   Умение видеть проблему;   Умение формулировать и задавать вопросы;    Умение выдвигать гипотезы;   Умение делать выводы и умозаключения;   Умение доказывать и защищать свои идеи;   Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

  • Умение видеть проблему;
  • Умение формулировать и задавать вопросы;
  • Умение выдвигать гипотезы;
  • Умение делать выводы и умозаключения;
  • Умение доказывать и защищать свои идеи;
  • Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:   Самостоятельность. Полнота и логичность ответа. Правильность выводов и формулировок.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • Самостоятельность.
  • Полнота и логичность ответа.
  • Правильность выводов и формулировок.

Анкетирование.

Оформление наглядной информации

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Родительское собрание;

Совместное детско-взрослое творчество

Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Оформление папки «Мои открытия»

Тема: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;

Изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и др.

Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

Используемая литература:  Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.  Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».  Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.   Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, 2005   Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей, москва, 2009   Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, 2007   Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, Москва, 2007  Машакова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе, Волгоград, 2011

Используемая литература:

  • Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, 2005
  • Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей, москва, 2009
  • Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, 2007
  • Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, Москва, 2007
  • Машакова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе, Волгоград, 2011
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!