Познавательно – исследовательский проект
«Чудо – огород на окошке растёт»
Выполнила: Подшивалова Галина Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад № 14»
г.Усть - Катав
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Предмет исследования. Культурные растения: огурец, помидор, перец, горох, фасоль, укроп, лук.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта:
- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный.
1-я неделя.
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
Цель: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по
Созданию условий для реализации проекта.
2.Консультация для родителей «Огород на окне».
Цель: просвещать родителей по данной теме.
3.Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
5. Экскурсия в магазин «Семена».
Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.
2 этап - Основной 2-я неделя.
1. Педагогическое мероприятие «Что мы знаем об овощах».
Цель: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
2. Педагогическое мероприятие
«Живые семена»
Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
3.Рассматривание цветочных семян
через лупу.
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
4. Занимательные эксперименты
Цель: Показать, что в почве есть воздух; познакомить со способами проращивания семян;установить,что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
5.Педагогическое мероприятие «Посадка семян овощей»
Цель: Закрепить представления о семенах - будущих растениях; закрепить знания последовательности во время посадки семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
3-я неделя.
6.Опыт-наблюдение за ростом лука, чеснока, гороха.
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, чеснока, гороха.
7.Труд в уголке природы.
Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий ( воды, света, тепла).
8.Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях .
Цель: получить необходимые условия для роста лука ( свет, вода, тепло).
9.Дидактическая игра « Что сажают в огороде».
Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
10. Дидактическая игра « Подбери пару»
Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
11. Наблюдения: «Растут ли наши растения»
Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Практическая деятельность:
1. Выращивание рассады: перец, свекла…
Цель: Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
2. Рисование «Наши растения»
Цель: Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.
3. Аппликация «Овощи на тарелке».
Цель: Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.
4. Художественная литература
• Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,
- Сказка «Репка».
- Сказка «Вершки и корешки».
- Бехлерова Е. «Капустный лист».
- Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».
- белорусская сказка «Пых»,
- украинская сказка «Колосок»,
- Ю.Тувим «Овощи» Заучивание загадок Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.
5.Игровая деятельность :
- Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».
- Настольно-печатная игра «Вершки и корешки» «Четвертый лишний» «Чудесный мешочек» Лото «Что растет на огороде»
- Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».
- Дидактические игры «Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»
- Дидактическая игра «Цветочный магазин».
- Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
6 неделя
6. Оформление дневника наблюдений .
Цель: Зафиксировать наблюдения за растениями.
7. Итоговая беседа « Огород на окне».
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада .
7 неделя
8. Труд в природе.
Цель: Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.
9. Итоговое педагогическое мероприятие высадка рассады на огород детского сада.
Цель: Уточнить знания детей о способах выращивания растений, познакомить с приёмами высадки растений, делать участок сада красивым.
3 этап – Заключительный
8 неделя
- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
2. Анализ результативности
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Литература
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
- Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.