Проект
«Особые дети – особые таланты»
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Авторы:
Воспитанники компенсирующей группы с 3 до 6 лет «Теремок» МБДОУ «Детский сад № 10 г. Кировска», семьи воспитанников, педагоги, специалисты
Координаторы:
Попова Ю.В., воспитатель первой квалификационной категории
Клименкова М.А., учитель-дефектолог
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательный, творческий
Актуальность:
Данный проект имеет большое значение, так как предназначен для детей с ТМНР (имеющих диагноз синдром Дауна, ДЦП, РАС).
Главный ориентир в нашей работе - это интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особым детям необходимо помочь освоить социальный опыт, включить физические и интеллектуальные недостатки путем развития своих особых возможностей. Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка.
При учете особенностей данной категории детей, решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь, мелкую моторику, двигательно-зрительную координацию, обеспечивает условия эмоционального, познавательного и коммуникативного развития каждого ребенка.
Гипотеза:
Продуктивная, творческая деятельность является эффективным средством для выявления и развития способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.
Развивая творческие способности ребенка, мы снизим его эмоционально-психическое напряжение, научим лучше понимать себя и других людей, сформируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, сформируем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление.
Цель проекта: создать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность.
Задачи проекта:
Для детей:
Выявление и развитие индивидуального потенциала детей с ОВЗ.
Создать условия для социализации и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через продуктивную творческую деятельность.
Повышение уровня познавательной, социальной, коммуникативной, творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие основных психических процессов и качеств (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения).
Для педагогов:
Повысить профессиональную компетенцию педагогов с помощью изучения и внедрение современных образовательных технологий в педагогический процесс.
Организовать интересные совместные формы взаимодействия, которые помогут детям с ОВЗ включиться в образовательный процесс, установить доверительные отношения с ними.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Организация постоянно действующей поддержки семей, с детьми ОВЗ путем подготовки и проведения совместных мероприятий.
Для родителей:
Укрепить внутрисемейные связи через привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях.
Создать максимально комфортные условия для активного участия в жизни группы детей с ОВЗ и их семей.
Поддержать и укрепить чувство родительской любви к детям, связи в семье между родителями и ребёнком для закладки и формирования его здоровья и психического комфорта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Организация и проведение совместного развлекательного мероприятия «В гостях у сказки» в конце учебного года (дети, родители, педагоги).
Продукты проекта:
• Создание коррекционно-развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство.
• Разработка сценариев мероприятий, театрализованных представлений, развлечений; пополнение видеоматериала (записи сказки), презентации, иллюстрации к сказкам.
• Разработка картотек с дидактическими, развивающими, сюжетно-ролевыми играми направленных на интеграцию ребенка с ОВЗ.
• Атрибуты к различным видам театра, поделки из разнообразных материалов, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, афиши.
Участие детей с ОВЗ в различных совместных мероприятиях, конкурсах.
Разработка видео мастер классов по коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ для родителей в вопросах обучения и развития детей.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Выявление и развитие сильной стороны способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ.
Дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу.
Проявится интерес к коллективной деятельности и будут испытывать радость от совместной деятельности.
Развитие психических процессов и творческих способностей детей.
Научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогической компетенции в освоении современных образовательных технологий.
Транслирование педагогического опыта.
Повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для родителей:
Активный интерес и желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии и развитии своего особого ребенка.
Реализация проекта
Этапы реализации проекта | Задачи | Мероприятия | Срок |
Подготовительный | - Сбор информации; - Обследование ребёнка с ОВЗ; - Определение темы и актуальности; - Определение целей и задач проекта. - Определение ресурсного, потенциала; - Нормативно-правовое обеспечение. - Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся. - Представление родителям информации о данном проекте. Обоснование его актуальности. - Мотивация деятельности детей по данной работе. | Учёт рекомендаций ПМПК, опрос родителей. - Диагностика развития ребёнка. | Сентябрь 2020 г. |
Основной | - Создать условия для познавательной, творческой, исследовательской, продуктивной деятельности, направленной на реализацию проекта; - Работа по сбору информации в ходе проекта. - Создание ситуации успеха эмоциональной включенности в работу детей, родителей и педагогов. - Размещение творческих работ детей по мере их изготовления на стендах, в беседе группы, участие в различных конкурсах и выставках, мероприятиях. | - Проектирование развивающей среды с учётом интересов детей и педагогов; - Разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла; - Создание декораций и костюмов; - Просмотр мультфильмов, презентаций, видеозаписей детских спектаклей; - Изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей; - Показ театрализованных спектаклей; - Проведение открытых развлекательных мероприятий в течение учебного года. | Октябрь 2020 г. – Март, 2021 г. |
Заключительный | - Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече. - Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. - Мнение участников о проделанной работе. - Пожелания и предложения о работе в будущем. - Награждение участников. - Обобщить и представить опыт работы по реализации проекта | Организация и проведение совместного развлекательного мероприятия «В гостях у сказки»; Презентация проекта в рамках сайта МБДОУ «Детский сад № 10 г. Кировска». | Апрель – Май 2021г. |
Системная паутинка проекта
Виды совместной деятельности
№ | Направления работы | Пути реализации | Задачи |
1. | Развитие коммуникативных навыков | - Организация ежедневного «Утра радостных встреч». - Игра «Поздоровайся». - Беседы «Добро живёт рядом». - Коммуникативные игры: «Зеркало», «Потерялась девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики». - Дидактические игры «Что правильно - что неправильно», «Дружок». | - Развивать эмоционально-чувственную сферу детей побуждая их к выражению, активизировать речь. - Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь. |
2. | Познавательное развитие | - Презентации: «В театре кукол», «Знакомство с искусством театра» | -Знакомство с различными видами театров: (настольный, теневой, би-ба-бо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.) - Дать представление о атрибутике театра (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре. |
3. | Речевое развитие, чтение художественной литературы | - Развивающие игры и упражнения - Чтение сказок: «Козлятки и волк», «Под грибком», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», Потешки - Презентации: «По следам сказки», «В гостях у сказки» -Настольный театр «Теремок», «Курочка Ряба» (би-ба-бо), «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» | - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть артикуляцией. - Учить внимательно, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. - Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку. - Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно слушать сказку, активизировать словарный запас детей. |
4. | Художественно эстетическое развитие | - Этюды: «Курочка, цыплята и петушок», «Лошадка И-го-го», «Бедный зайка», «Кошка и котята» - Музыкальные игры: «Дождливо-солнечно», «Прогулка под дождем», «Капелька», «Снеговик», «Танец с куклами». - Двигательная импровизация: «Катание на санках», «Игра в снежки», «Танец гномов», «Мыши делают зарядку». - Изготовление поделок и рисование. | - Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре. - Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и интонационное чувство детей. -Развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. -Развития творческих способностей, воображения, памяти. |
5. | Развитие мелкой моторики рук | - Пальчиковая гимнастика - «Сказки на столе» | Упражнять в пальчиковой гимнастике; учить ролевому воплощению; способствовать развитию памяти, дать пример элементарного кукловождения. |
6. | Формирование игровой деятельности | - Сюжетно-ролевая игра: «В гости к заиньке», «К бабушке в деревню», «В гости к кукле Кате», «Хозяйка и гости». «Путешествие в автобусе», «Кафе» - Хороводные игры: «В огороде заинька», «Огород наш хорош», «Овощная песенка», «Зайка, зайка попляши», «Колобок» Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами. | - Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с героем. - Перевод игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе» - Обучение делать, что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам. Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации. |
7. | Праздники, развлечения, театрализованные представления | - Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) - Драматизация сказки «Под грибком», «Курочка Ряба» - Новогодний утренник «Заюшкина избушка» - Развлечение «В гости к зайчику» - Инсценировка «Репка» | - Учить выражать свои эмоции; формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. - Развитие актерских умений и навыков воображения; обучать воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. - Порадовать детей, создать сказочную атмосферу; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности. - Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек). |
Взаимодействие с семьей:
Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: беседы, консультации, видео мастер-классы; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
Консультации: «Возрастные особенности и проблемы социального развития особого ребенка», «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка», «Театр, как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста», «Животные в русских народных сказках».
Стендовая информация: «Наша семья и театр», «Мой любимый сказочный герой», «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Выставка рисунков: «Мой любимый сказочный герой.
Промежуточный вывод:
Проект даёт стимул к развитию сильных сторон детей с ОВЗ, вызывает желание не отставать от своих сверстников. Дети научились замечать собственные успехи, радоваться им, а это значит, что они развиваются и самореализуются.
Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. Помогают педагогам найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации.
Таким образом, можно сделать вывод, что через творческую деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступят в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007
Буренина А. И. : Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD) Изд. Музыкальная палитра 2008
Вайнфельд О.А. “Музыка, движение, фантазия!”: С-Пб. – “Детство-Пресс”, 2002.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М.: Центр педагогического образования. 2007
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никотинной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Изд. 3, Ростов – на – Дону: Феникс, 2006