Не секрет, что интерес к книге, к чтению с каждым годом снижается. Поэтому вопрос формирования читательского интереса сейчас необычайно актуален. Произведения А.С.Пушкина – благодатный материал, который несёт в себе здоровье и умственное развитие, эмоционально насыщая детей.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно – творческий проект «Творчество А.С.Пушкина» для детей и родителей подготовительной группы.»
Познавательно – творческий проект «Творчество А.С.Пушкина» для детей и родителей подготовительной группы.
Срок реализации – 2 месяца.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность. Не секрет, что интерес к книге, к чтению с каждым годом снижается. Поэтому вопрос формирования читательского интереса сейчас необычайно актуален. Произведения А.С.Пушкина – благодатный материал, который несёт в себе здоровье и умственное развитие, эмоционально насыщая детей. Ценность его произведений для дошкольников обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, чёткостью ритмического рисунка, музыкальностью. Из опыта работы с родителями можно выделить следующие проблемы: - чтение одних и тех же произведений («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…») и редкое обращение к другим сказкам и стихам; - недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры; - низкий уровень психолого – педагогической компетентности у большинства родителей.
Ожидаемый результат: - совершенствование восприятия и осмысливания прослу- шанных рассказов, сказок, стихов, обогащения чувств; - развитие эмоционального отношения к героям и фактам произведений; - формирование внимания к выразительным средствам языка; - повышение интереса к произведениям А.С.Пушкина, потребность к чтению, узнаванию нового; - дети получат более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа; - совершенствование социальных навыков поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра – драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества; - родители овладевают приёмами педагогического взаимодействия, делятся друг с другом опытом, реализуют свой творческий потенциал.
Содержание проектной деятельности
I этап. Подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
Мероприятия | Задачи | Ответственные | Сроки |
Анкетирование родителей | Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто? Что предпочитают слушать дети? Есть ли дома библиотека детских книг? | Воспитатели | 1-ая неделя |
Создание проблемной ситуации для детей | Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, что хотели бы ещё узнать; откуда можно узнать? | Воспитатели | 1-ая неделя |
Круглый стол с участием родителей и детей | Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сфор-мировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители | 1-ая неделя |
Акция «Подари книгу детскому саду(произвед. А.С.Пушкина)» | Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А.С.Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы. | Воспитатели, родители | 1,2-ая недели |
Оформление родительского уголка «Для вас, родители» Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта. | Просвещение родителей | Воспитатели | П О С Т О Я Н Н О |
Обсуждение и составление плана-схемы оформления книжной выставки; поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т.п.) | Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать своё предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А.С.Пушкина. | Воспитатели | 1-ая неделя |
| | | |
II этап. Деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности, при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Обмен мнениями с родителями. Консультации для родителей. | Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций, знакомство с художниками-иллюстраторами. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги. Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение. | Воспитатели, родители | П О С Т О Я Н Н О |
Совместное оформление выставки книг о Пушкине, его произведений. Определение места портрета в группе. | Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединённых общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А.С.Пушкина. Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность возвращаться к прочитанному. | Воспитатели, родители, дети | 2-ая и послед. недели |
Чтение стихотворений А.С.Пушкина о временах года. Составление словаря «красивых» слов, услышанных в стихах Александра Сергеевича. Консультация для родителей | Побуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. Озадачить родителей выбором времени для толкования «красивых» слов для словаря | Воспитатели, родители | 2-я неделя |
Наблюдения за природой | Развивать у детей исследовательские навыки. Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой. Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями | Воспитатели, родители | 2-я неделя |
Рисование по сюжетам стихотворений А.С.Пушкина Создание картотеки стихов А.С.Пушкина | Развивать умение передавать настроение в стихах, подбирая краски и способы рисования. Закреплять умение рисовать разные деревья разными способами. Отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений | Воспитатели | 2-я неделя |
Чтение сказок А.С.Пушкина | Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать своё мнение, запоминать по нравившиеся места и слово- сочетания. | | 3,4 недели |
Проведение словесных творческих игр. Консультации по данной теме для родителей. | Закрепить образные обороты речи из произведений А.С.Пушкина. Обогащать и активизировать словарный запас детей. | Воспитатели | 4,5.6 недели |
Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок. Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике. Учить передавать характерны е особенности персонажа средствами театрализованной деятельности. Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней. | Воспитатели | 4,5,6,7 недели |
Беседа о творчестве композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы «Руслан и Людмила» | Ознакомить детей со сказкой «Руслан и Людмила», её особенностями и музыкой М.И.Глинки. Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений Ознакомить детей с языковыми изобразительными средствами выразительности, используемыми в поэме и опере. | Воспитатели, музыкальный руководитель | 4-ая неделя |
Рассматривание альбома «А.С.Пушкин. Семья поэта» Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине» | Вызвать у детей интерес к жизни А.Пушкина, желание узнать о нём и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов. | Воспитатели, родители | 3-я неделя |
Занятие по страницам биографии А.С.Пушкина и его произведений Вместе с родителями выучить дома предложенные стихи | Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить. | Воспитатели | 4-5ая недели |
Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина всех участников проекта | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. Учить радоваться общему делу. | Родители, дети, воспитатели | 6-ая неделя |
Литературная викторина «Умники и умницы» | Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, узнавать их по отрывкам. Активизировать речь. | Воспитатели | 6-ая неделя |
Инсценировка знакомых сюжетов из сказок | Поддерживать интерес к театральной деятельности. Учить применять полученные знания в игре. | Воспитатели | 6,7-ая недели |
Театральная мастерская: совместное изго-товление детьми и родителями атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления. | Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в минигруппах. | Родители, воспитатели | 6,7-ая недели |
III этап. Результативный. Самореализация всех участников проекта.
Выставка детских рисунков. Работа экскурсоводов | Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества. Развивать речь, умение описывать процесс, предшес-твующий выставке, учить рассуждать, делать выводы | Родители, дети, воспитатели | 7-ая неделя |
Изготовление афиш, театральных программ, пригласительных билетов | Учить планировать совместную деятельность, распределять обязанности между собой, радоваться результатам общего труда | Воспитатели, родители | 8-ая неделя |
Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля | Представить творческий отчёт о проделанной работе. Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех. | Воспитатели, родители, дети | 8-ая неделя |