Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 «Колосок»
Познавательно-творческий проект
«Зима в картинах
русских художников»
Подготовила воспитатель:
Крисько С.В.
город Ессентуки
2025год
Вид проекта: познавательно — творческий.
Продолжительность: среднесрочный (декабрь-январь)
Участники: дети, воспитатель, учитель-логопед, родители.
Актуальность:
Искусство есть главное достояние, накопленное человечеством, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы, умения выказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказывает, что побудило художника написать ту картину.
Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.
Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь на уровне рационального логического мышления.
Принятие ФГОС обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика.
Цель: Интеграция образовательных, воспитательных, коррекционных областей в предметно-пространственной развивающей музейной среде ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей представления о музее;
• Формировать речевую активность, активизировать и обогащать словарный запас;
Развивающие.
• Развивать общие познавательные способности детей: наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий;
• Развивать логическое мышление и воображение
• Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение и любовь к истории, традициям и культуре своей страны, патриотические чувства.
Предполагаемый результат:
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и ДОУ создает возможности для:
-успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии;
-позволяет ребенку проявлять свои способности,
-стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
-помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Продукты проектной деятельности:
-Музей репродукций русских художников.
-вернисаж репродукций русских художников глазами детей
Этапы реализации:
1этап — подготовительный
- подборка портретов русских художников;
- подборка материалов библиографического содержания;
- репродукции картин : Морозное утро" Лидии Бродской, "Лесная дорога" Станислава Жуковского, "Слобода Берендея" Бориса Смирнова-Русецкого, "Зима" и "Зимний пейзаж" Алексея Саврасова, "Зимний закат в еловом лесу" Юлия Клевера, "Зима" и "На севере диком" Ивана Шишкина;
- картотека литературного материала;
- иллюстративный материал;
2 этап – основной
-Беседа «Кто такие художники?», «Что такое пейзаж?», «Новый год», «Сказочные персонажи», «Детские забавы»
-Рассматривание репродукции великих русских художников
- Слушание П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года. Зима», пластический этюд «Снежинки»
- Экскурсия в мини-музей ДОУ «Вернисаж в картинах русских художников»
-Дидактические игры: «Узнай художника», «Цвет и свет», «Времена года», «Что без чего», «Из чего какой?», «Назови ласково», «Доскажи словечко».
- Выкладывание предметов мебели из счетных палочек, строительного конструктора.
-Чтение: рассказа С. Махотина «Хозяин леса», разучивание стихотворения «Мишка» Н. Григорьевой, Пересказ рассказа «Как звенят снежинки»
-Пальчиковая гимнастика: «Елочные игрушки», «Снеговик», «Пришла зима».
-НОД занятие-викторина «Великие русские художники».
-Презентация «О великих русских художниках», «Эрмитаж».
-Сюжетно-ролевая игра «Музей» ,«Школа искусств», «Аукцион»
- рисование «Танец снежинок», «Зима», «Лес в снегу», «Снеговик», «Снегурочка»;
-Аппликация: «Снеговик», «Сказочный иней», Зимний пейзаж»
-Лепка: «Снежная красавица», «Зима».
-Конструирование: «Зимнее дерево», «Мебель в музее»
-Игровое упражнение «Дорисуй-ка», «Обводи по трафарету»
-Самостоятельная деятельность: раскраски трафареты, печатки.
-Подвижные игры: «Два Мороза», «Перенеси предмет».
-Работа с родителями: консультация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития».
3.этап – заключительный.
Вернисаж репродукций русских художников.
https://vk.com/wall-217352323_3355
- Выставка детских репродукций по картинам русских художников
https://vk.com/wall-217352323_3185
-Создание презентации «Музейная педагогика в работе воспитателя»
Заключение.
Значение мини-музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, активизирует словарь детей и расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, является действенным модулем развивающей предметной среды. Мини-музей является оптимальным средством передачи информации и внедрения в коррекционно-образовательный процесс ДОУ средств музейной педагогики.
Таким образом, использование мини-музея позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному и речевому развитию дошкольников с ТНР, сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, успешной социализации детей с ТНР.
Список литературы:
1. Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с.
2.Грибовская, А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью/ А.А. Грибовская. – 2004. -М.Казакова, Т.Г. Т.Г. Казакова. 2006. - М.-СФЕРА.
3.Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компанцева. – 1985. - М.: Пр.Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи/Р.М. Чумичева. - 1992. - М.: Пр. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду/ И.В. Штанько. - 2007. - М.
4.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С Швайко. - 2001. - М.: ВЛАДОС.
Реализация проекта