СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и творческого потенциала

Основными задачами образовательной деятельности являются:

1) расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно­ - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

2) развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

3) обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

4) развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

5) закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;

6) расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним;

7) формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

8) расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

9) расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ познавательного развития дошкольников:

  1. Формирование любопытства – первый этап познания, оно начинает формироваться с появлением у ребенка интереса к какому – нибудь объекту, процессу, явлению исходя из его внешней привлекательности, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет.

  2. Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень.

  3. Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования.

  4. Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям.

Просим перечислить Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Основные условия:

  1. Наличие у воспитателя соответствующих компетенций (знания по данному вопросу, создание проблемно – поисковых ситуаций, включение занимательности в занятия, организация экспериментирования и т.д.),

  2. Развивающая предметно – пространственная среда (ориентированная на зону «ближайшего развития»)

  3. Интеграция разнообразной деятельности

  4. Взаимодействие с родителями, повышение уровня педагогической компетентности.

  5. Стимулирование проявления положительно – эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Познавательное развитие – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного развития детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий. В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий (технология проблемного обучения, развивающей игровой деятельности детей (ТРИЗ, технология развивающих игр Б. П. Никитина), технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича, проектной деятельности, коллекционирование, экспериментально – исследовательской деятельности (экспериментирование) и др.