СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное «В гостях у мастеров прикладного искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (матрёшка, хохлома, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.

- Развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

- Инициировать декоративное оформление готовых фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

- Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное «В гостях у мастеров прикладного искусства»»

Познавательное «В гостях у мастеров прикладного искусства»

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (матрёшка, хохлома, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.

- Развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

- Инициировать декоративное оформление готовых фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

- Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Словарная работа: Народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, элементы росписи

Предварительная работа:Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход ОД:

Организационный момент

В:Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Присаживайтесь ребята на стульчики.

Ребята скажите, вы знаете, в какой стране вы живёте?

Правильно в России. А чем же славится наша страна?

Слайды:1-12

Воспитатель читает стихотворение:

«Богата и привольна Родина моя. И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль. И Павловский Посад,

Загорская матрешка,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы.

С любовью мастерят.

Сегодня ребята я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие к мастерам, и посмотреть, как умелыми руками мастера творят чудеса.

Вот какие есть пословицы про таких людей:Слайд: 13

«Всякая работа мастера хвалит»

«Только опыт создаёт настоящего мастера»

«Человек хорошо делает то, что любит»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Ну, что ж, а нам пора в путь!

А к каким же мастерам мы с вами отправимся?

Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.

На ширме появляется игрушка Петрушка.

«Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.

Это снова я мальчишка веселушка, весёленький Петрушка»

Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?

Петрушка: «Ой, простите, дырявая я голова у меня ведь для вас кое- что имеется»

Исчезает и появляется с матрёшкой в руках.

Воспитатель: «Спасибо Петрушка, ну нам с ребятами пора, До свидание!

Воспитатель: «Ребята вы знаете, что это?

Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?

Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.

Воспитатель: «А вот и подсказка.

В матрёшках загадки про народные промыслы.

Воспитатель загадывает загадку:

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Блестят они как золотые

А может солнцем залитые.

О каких изделиях эта загадка?Слайд: 14, 15

На экране изделия хохломы.

Дети: «О хохломских».

Воспитатель: «Ну, что ж ребята отправляемся в ости к хохломским мастерам»

Воспитатель вместе с детьми идет по кругу.Слайд: 16 (Значок Музыка)

Звучит мелодия Дорогою добра»

Вос-ль. (Воспитатель читает стихотворение)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

В деревню мы старинную

Идем дорогой длинною

Идем дорогой трудною,

Дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый- то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?Слайд 17

На экране изображение дома красивого.

Воспитатель: «Вот мы и пришли к хохломским мастерам.

Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители разных селений, таких как: Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

И по сей день живет в России и славится это ремесло.

Давайте ребята тихонечко посидим и посмотрим, как работают хохломские мастера(Видео) ХОХЛОМА

Воспитатель: Ребята посмотрите у меня в руках картинки, они все перепутались. Давайте найдем среди этих картинок, изделия хохломских мастеров.

Дидактическая игра: «Определи и найди хохломской узор»

Все картинки перепутались необходимо найти все картинки изделия хохломы.

Воспитатель: «Давайте ребята посмотрим, может в другой матрешке поменьше тоже для нас есть загадка»

Открывают следующую матрёшку, читают загадку:

«Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская (матрешка)»Слайд: 19-23

На экране разные виды матрёшек.

Воспитатель: «Правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

Дети. Матрешек делают из дерева?

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Деревянные.

Вос-ль. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Наши матрёшки приготовили для вас танец:

Танец «Матрёшек»

Воспитатель: «Давайте заглянем к мастерам и посмотрим, как на свет появляется Матрёшка. Но сначала я вам расскажу немножко о том, откуда у нас появилась первая матрёшка.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Видео о мастерах.

Давайте заглянем в следующую матрёшку:

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети. Это дымковские игрушки.Слайды: 25, 26

Вос-ль. Давайте мы с вами внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

Дети. Они вылеплены в Дымково.

Вос-ль. Правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.

Вос-ль. Из какого материала вылеплены игрушки?

Дети. Из глины.

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Глиняные.

Вос-ль. Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите? Слаййд 27-33

Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т. д.

Вос-ль. Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?Слайд 34-36

Дети. Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

Скажите дети без утайки

Где вы ездили, бывали

Что вы видели, узнали?

1 ребенок

В разных городах бывали,

Чудеса мы там видали.

Удивительное чудо

Говорят о нем повсюду.

2 ребенок

Погляди, как хороша

Матрешка – русская душа!

3 ребёнок:

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

4 ребёнок:

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое Дымково

Назвали.

Вос-ль. Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску

Видео про дымку.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Скажите, ребята вам понравилось в гостях у разных мастеров? Что вам запомнилось?