СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательные процессы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации коротко, но доступно рассказано о познавательных процессах.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные процессы»

Тема : Физиологические основы познавательных процессов Подготовила Педагог-психолог Салатикова Г.В.
  • Тема : Физиологические основы познавательных процессов

Подготовила Педагог-психолог

Салатикова Г.В.

1.внимание Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Физиологические основы внимания.  Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине. Этот механизм не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, развившегося в процессе трудовой деятельности и приобретшего новые условно-рефлекторные механизмы.
  • 1.внимание
  • Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
  • Физиологические основы внимания.  Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.
  • Этот механизм не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, развившегося в процессе трудовой деятельности и приобретшего новые условно-рефлекторные механизмы.
2. Ощущение Ощущение – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • 2. Ощущение
  • Ощущение – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа. Любой анализатор состоит из трех частей. 1. Рецепторный отдел – рецептор, главная часть органов чувств, специализированная для приема воздействий раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя в нервный импульс. 2. Проводниковый отдел – чувствительные афферентные нервы , проводящие возникающее возбуждение в центральный отдел анализатора. 3. Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии ощущение.
  • Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа. Любой анализатор состоит из трех частей.
  • 1. Рецепторный отдел – рецептор, главная часть органов чувств, специализированная для приема воздействий раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя в нервный импульс.
  • 2. Проводниковый отдел – чувствительные афферентные нервы , проводящие возникающее возбуждение в центральный отдел анализатора.
  • 3. Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии ощущение.
3. Восприятие Физиологическая основа восприятия.  физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • 3. Восприятие
  • Физиологическая основа восприятия.  физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
  • Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4. Память Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
  • 4. Память
  • Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
Физиологические основы памяти. В   основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.
  • Физиологические основы памяти. В   основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.
Мышление  – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии,так же это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью. 5.Мышление
  • Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии,так же это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.
  • 5.Мышление
Физиологической основой мышления  является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
  • Физиологической основой мышления  является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Воображение  – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. 6.Воображение
  • Воображение  – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
  • 6.Воображение
Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам.
  • Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам.
7.Речь Речь  –  это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале.
  • 7.Речь
  • Речь  –  это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
  • Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале.
Литература Маклаков А.Г. Общая психология – СПб, 2005
  • Литература
  • Маклаков А.Г. Общая психология – СПб, 2005
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!