Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кологривская средняя общеобразовательная школа
Кологривского муниципального района Костромской области
Познавательно-речевой проект
«Ребята о зверятах»
Руководитель проекта:
учитель-логопед Голубева Оксана Георгиевна
2015-2016 уч.год
Содержание
Актуальность проекта…………………………………………………………………….
Цель проекта………………………………………………………………………………..
Задачи проекта……………………………………………………………………………..
Тип проекта…………………………………………………………………………………
Продолжительность проекта……………………………………………………………..
Участники проекта…………………………………………………………………………
Ожидаемый результат……………………………………………………………………..
Перспективный план реализации проекта……………………………………………...
Результат проекта…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………………
Познавательно-речевой проект « Ребята о зверятах».
Актуальность проекта.
Известно, что основными дефектами у детей с умственной отсталостью является дефицит любознательности, познавательных интересов, потребности в новых знаниях, впечатлениях. На фоне этих недостатков у детей данной категории наблюдается плохая способность к обучению. Дети с недостатками интеллектуального развития, как правило, имеют ограниченный опыт контактов с социальной средой. Отсюда их представления об окружающем социуме ограничены конкретными, привычными ситуациями, у них ограниченный словарный запас, не развиты коммуникативные навыки. Отсутствие целенаправленной деятельности, неустойчивое внимание, неумение самостоятельно направить свои действия в нужное русло, неспособность доводить начатое дело до конца - типичное проявление учащихся с недостатками интеллекта. Поэтому для коррекции психических процессов детей с умственной отсталостью необходимо правильно организованное коррекционно - развивающее пространство.
Особая роль в формировании социальной и коммуникативной компетенции отводится проектной деятельности. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей данной категории любви к природе родного края. Для изучения животных своей местности с умственно-отсталыми учащимися внедрен проект: «Ребята о зверятах».
ЦЕЛЬ:
Формирование социальных и коммуникативных компетенций детей с интеллектуальной недостаточностью, создание условий для развития познавательных и творческих способностей, положительного отношения к природному и животному миру лесов Кологривского края.
ЗАДАЧИ:
Формировать уважительное отношение к животному и природному миру родного края.
Развивать устную и письменную культуру речи, умение вести не только диалог, но и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивать творческую активность, внимание, воображение, память;
Развивать коммуникативные навыки у воспитанников, способствующих их успешной социализации, учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Тип проекта: творческий, краткосрочный, познавательно-речевой, коллективный.
Продолжительность проекта: 4 недели.
Участники проекта: дети начального звена с легкими формами умственной отсталости.
Ожидаемый результат
- Получение детьми интересной и полезной информации о животных родного края;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие речи и творческого воображения;
Перспективный план реализации проекта
Подготовительный этап (информационно-аналитический)
(срок реализации: 2 недели)
Подготовительный этап (информационно-аналитический) (срок реализации: 1 неделя) |
№ | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
1. | Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта. | Учитель-логопед |
2. | Изучение и анализ методической литературы. | Учитель-логопед |
3. | Приобретение и подбор наглядного материала. | Учитель-логопед |
4. | Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми. | Учитель-логопед |
Основной этап (срок реализации: 2 недели) |
№ | Содержание мероприятия | Ответственный исполнитель |
1. | Беседы-диалоги «Животные нашего края»: Беседа «Какие звери водятся в наших лесах». Беседа «У кого какое жилище». Беседа «Кто как готовится к зиме». Беседа «Как вести себя в лесу» . | Учитель-логопед |
2 | Беседы с родителями о проведении познавательно-речевого проекта. Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение или выучить стихотворение о лесном обитателе, провести с детьми экскурсию в лес. | Учитель-логопед |
3. | Просмотр фотографий и мультфильмов, перезентаций. Рассматривание картин, иллюстраций. | Учитель-логопед |
4. | Организация и проведение выставки «Дикие животные наших лесов». | Учитель-логопед |
5. | Чтение рассказов о природе и животных леса. Самостоятельное посещение школьной библиотеки и работа с систематическим каталогом по нахождению необходимой литературы. | Учитель-логопед. родители |
6. | Коррекционно-развивающие и дидактические игры : «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего», «Чьи следы?», «Чей это хвост?», «Один-много», | Учитель-логопед |
7. | Составление синквейнов по теме «Дикие животные». Составление рассказа по серии самостоятельно созданных сюжетных картинок на тему «Дикие животные» (Упр. «Мой мультфильм») | Учитель-логопед |
8. | Издание книжки-малышки «Животные наших лесов» | Учитель-логопед, родители |
9. | Рисование на темы «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное», «Животные, которые живут в зоопарке». Изготовление поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа. | Учитель-логопед, родители |
Презентационно - завершающий (срок реализации – 1 неделя) |
1. | Представление рисунков и сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами. | Учитель-логопед |
2. | Викторина «Клуб знатаков Кологривского леса» | Учитель-логопед |
3. | Презентация проекта (педсовет). | Учитель-логопед |
Краткое описание выполненного проекта
На первом установочном занятии было организовано групповое обсуждение темы проекта. Многие вопросы так и оставались без ответов. А уточнить представления детей и получить ответы на вопросы помогла методика «Три вопроса».
Что мы знаем о лесе, лесных обитателях?
Что хотим узнать?
Где можем узнать?
Дети предлагали найти ответы в книгах, интернете или посмотреть по телевизору, а также спросить у родителей, дедушек, бабушек или других взрослых. К тому же из бесед с ребятами стало видно, что у детей беден лексический словарь по данной теме. Они ошибаются при названии детенышей диких животных, при образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Так возникла идея исследования и познания интересной и увлекательной темы – темы «дикие животные» методом проектов. А проект наш называется « Животные Кологривского края».
В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной художественной литературой, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи. Дети совместно с родителями нарисовали очень много рисунков, выполнили аппликации. Итогом работы детей стала придуманная сказка о животном (с помощью родителей и учителя-логопеда). С небольшой помощью взрослого учащиеся писали самостоятельно придуманные слова, затем озвучивают для всех сверстников свой «синквейн». Такое занятие пришлось по душе некоторым ребятам и они охотно продолжили словотворчество дома, о чем рассказали родители. Дети почувствовали уверенность в своих силах, открыли в себе новые возможности.
Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.
Результаты проекта:
Надеюсь, что полученные знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение двух недель, можно говорить о некоторых достигнутых результатах:
- обогащен и активизирован словарь детей по данной лексической теме (чтение рассказов, стихов, загадок, дидактические речевые игры, рассказывание стихов);
- использование метода синквейнов оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов учащихся, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
- дети посетили школьную и районную библиотеку, самостоятельно находили необходимую литературу по теме;
- родителями вместе со своими детьми была подобрана информация о диких животных Кологривского леса;
- в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности;
- оформлены выставки творческих работ на тему «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное».
- дети получили новую интересную информацию, а также систематизировали и расширили ранее приобретенные знания о лесе, лесных обитателях Кологривского леса, о поведении в природе и ее охране.
Список используемой литературы
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.
Иглина Н. И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе.- М.:Баласс, 2011.-64 с.
Игошина Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития./Начальная школа.-2014.-№1
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (пособие для руководителей и практических работников ДОУ).
Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик- справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками.-СПб.: Издательство «Каро», 2010г.