СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-речевой проект "Ребята о зверятах"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий краткосрочный проект по формированию социальной и коммуникативных компетенций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-речевой проект "Ребята о зверятах"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кологривская средняя общеобразовательная школа

Кологривского муниципального района Костромской области











Познавательно-речевой проект

«Ребята о зверятах»











Руководитель проекта:

учитель-логопед Голубева Оксана Георгиевна

















2015-2016 уч.год







Содержание

Актуальность проекта…………………………………………………………………….

Цель проекта………………………………………………………………………………..

Задачи проекта……………………………………………………………………………..

Тип проекта…………………………………………………………………………………

Продолжительность проекта……………………………………………………………..

Участники проекта…………………………………………………………………………

Ожидаемый результат……………………………………………………………………..

Перспективный план реализации проекта……………………………………………...

Результат проекта…………………………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………………





























Познавательно-речевой проект « Ребята о зверятах».

Актуальность проекта.

Известно, что основными дефектами у детей с умственной отсталостью является дефицит любознательности, познавательных интересов, потребности в новых знаниях, впечатлениях. На фоне этих недостатков у детей данной категории наблюдается плохая способность к обучению. Дети с недостатками интеллектуального развития, как правило, имеют ограниченный опыт контактов с социальной средой. Отсюда их представления об окружающем социуме ограничены конкретными, привычными ситуациями, у них ограниченный словарный запас, не развиты коммуникативные навыки. Отсутствие целенаправленной деятельности, неустойчивое внимание, неумение самостоятельно направить свои действия в нужное русло, неспособность доводить начатое дело до конца - типичное проявление учащихся с недостатками интеллекта. Поэтому для коррекции психических процессов детей с умственной отсталостью необходимо правильно организованное коррекционно - развивающее пространство.

Особая роль в формировании социальной и коммуникативной компетенции отводится проектной деятельности. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей данной категории любви к природе родного края. Для изучения животных своей местности  с умственно-отсталыми учащимися внедрен проект: «Ребята о зверятах».



ЦЕЛЬ:

Формирование социальных и коммуникативных компетенций детей с интеллектуальной недостаточностью, создание условий для развития познавательных и творческих способностей, положительного отношения к природному и животному миру лесов Кологривского края.



ЗАДАЧИ:

  1. Формировать уважительное отношение к животному и природному миру родного края.

  2. Развивать устную и письменную культуру речи, умение вести не только диалог, но и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  3. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память;

  4. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников, способствующих их успешной социализации, учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;



Тип проекта: творческий, краткосрочный, познавательно-речевой, коллективный.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: дети начального звена с легкими формами умственной отсталости.



Ожидаемый результат
- Получение детьми интересной и полезной информации о животных родного края;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие речи и творческого воображения;


Перспективный план реализации проекта

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 2 недели)

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 1 неделя)


Содержание деятельности

Ответственный исполнитель

1.

Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта.

Учитель-логопед

2.

Изучение и анализ методической литературы.

Учитель-логопед

3.

Приобретение и подбор наглядного материала.

Учитель-логопед

4.

Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми.

Учитель-логопед

Основной этап (срок реализации: 2 недели)

Содержание мероприятия

Ответственный исполнитель

1.

Беседы-диалоги «Животные нашего края»:

Беседа «Какие звери водятся в наших лесах».

Беседа «У кого какое жилище».

Беседа «Кто как готовится к зиме».

Беседа «Как вести себя в лесу» .

Учитель-логопед

2

Беседы с родителями о проведении познавательно-речевого проекта. Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение или выучить стихотворение о лесном обитателе, провести с детьми экскурсию в лес.

Учитель-логопед

3.

Просмотр фотографий и мультфильмов, перезентаций.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Учитель-логопед

4.

Организация и проведение выставки «Дикие животные наших лесов».

Учитель-логопед

5.

Чтение рассказов о природе и животных леса. Самостоятельное посещение школьной библиотеки и работа с систематическим каталогом по нахождению необходимой литературы.

Учитель-логопед. родители

6.

Коррекционно-развивающие и дидактические игры : «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего», «Чьи следы?», «Чей это хвост?», «Один-много»,

Учитель-логопед

7.

Составление синквейнов по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по серии самостоятельно созданных сюжетных картинок на тему «Дикие животные» (Упр. «Мой мультфильм»)

Учитель-логопед

8.

Издание книжки-малышки «Животные наших лесов»

Учитель-логопед, родители

9.

Рисование на темы  «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное», «Животные, которые живут в зоопарке».

Изготовление поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа.


Учитель-логопед, родители

Презентационно - завершающий (срок реализации – 1 неделя)

1.

Представление рисунков и сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами.

Учитель-логопед

2.

Викторина «Клуб знатаков Кологривского леса»

Учитель-логопед

3.

Презентация проекта (педсовет).

Учитель-логопед



Краткое описание выполненного проекта 

На первом установочном занятии было организовано групповое обсуждение темы проекта. Многие вопросы так и оставались без ответов. А уточнить представления детей и получить ответы на вопросы помогла методика «Три вопроса».

Что мы знаем о лесе, лесных обитателях?

Что хотим узнать?

Где можем узнать?

Дети предлагали найти ответы в книгах, интернете или посмотреть по телевизору, а также спросить у родителей, дедушек, бабушек или других взрослых. К тому же из бесед с ребятами стало видно, что у детей беден лексический словарь по данной теме. Они ошибаются при названии детенышей диких животных, при образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Так возникла идея исследования и познания интересной и увлекательной темы – темы «дикие животные» методом проектов. А проект наш называется « Животные Кологривского края».

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной художественной литературой, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи. Дети совместно с родителями нарисовали очень много рисунков, выполнили аппликации. Итогом работы детей стала придуманная сказка о животном (с помощью родителей и учителя-логопеда). С небольшой помощью взрослого учащиеся писали самостоятельно придуманные слова, затем озвучивают  для всех сверстников свой «синквейн». Такое занятие пришлось по душе некоторым ребятам и они охотно продолжили словотворчество дома, о чем рассказали родители. Дети почувствовали уверенность  в своих силах, открыли в себе новые возможности. 

Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.

Результаты проекта:

Надеюсь, что полученные знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение двух недель, можно говорить о некоторых достигнутых результатах:


- обогащен и активизирован словарь детей по данной лексической теме (чтение рассказов, стихов, загадок, дидактические речевые игры, рассказывание стихов);

- использование метода синквейнов оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов учащихся, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

- дети посетили школьную и районную библиотеку, самостоятельно находили необходимую литературу по теме;

- родителями вместе со своими детьми была подобрана информация о диких животных Кологривского леса;

- в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности;

- оформлены выставки творческих работ на тему «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное».


- дети получили новую интересную информацию, а также систематизировали и расширили ранее приобретенные знания о лесе, лесных обитателях Кологривского леса, о поведении в природе и ее охране.



























Список используемой литературы

      1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.

      2. Иглина Н. И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе.- М.:Баласс, 2011.-64 с.

      3. Игошина Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития./Начальная школа.-2014.-№1

      4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (пособие для руководителей и практических работников ДОУ).



      1. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик- справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.



      1. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками.-СПб.: Издательство «Каро», 2010г.