Практическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации через практико-ориентированную деятельность на уроках географии. Балябина Л.Н. МОУ СШ № 34 Краснооктябрьский район Волгоград
1
- Практико-ориентированная исследовательская и проектная деятельность — это деятельность, чётко ориентированная на результат .
- Результатом такой деятельности на уроках географии может быть и подготовка к ГИА, удовлетворяющая потребность выпускника, это и определённый социальный результат, решающий проблему поступления в ВУЗ по выбранной специальности.
Практическая работа 9. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных
Цель работы: Сравнить и объяснить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Задачи:
Планируемые результаты:
1.Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия:
базовые логические действия
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
базовые исследовательские действия
- выявлять причинно-следственные связи;
работа с информацией
- выбирать и использовать различные источники географической информации для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
2.Предметные результаты
- использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных географических процессов, в том числе: для определения и сравнения показателей, характеризующих
урбанизацию, с использованием источников географической информации;
- формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
- Выявить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.
- Сравнить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.
- Объяснить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.
Ход работы:
- Выберите для сравнения соотношения городского и сельского населения несколько регионов мира.
- Определите соотношение городского и сельского населения в выбранных регионах. Используйте для выполнения
задания данные Таблицы 1. «Соотношение городского и сельского населения по странам и регионам мира, 2022г.».
- Установите уровень урбанизации в некоторых странах с различным уровнем социально-экономического развития.
- Сравните уровень урбанизации в некоторых странах с различным уровнем социально-экономического развития.
- Установите динамику прироста городского и сельского населения стран с различным уровнем социально-экономического развития. Используйте для выполнения задания данные картосхемы 1 «Прирост городского населения в 2015г. (в % к году)» и Картосхемы 2. «Прирост городского и сельского населения в 2015г. (в % к году)».
- Сравните динамику прироста городского и се льского населения стран с различным уровнем социально-экономического развития.
- Объясните различия в темпах, уровнях урбанизации в странах с различным уровнем социально-экономического развития.
Кар т осх е ма 2. « П р и рост с е л ьс к ого населен и я в 2015г. (в % к году)»
Картосхема 1. «Прирост городского населения в 2015г.
(в % к году)»
Проверка умений.
Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
1) Венесуэла
2) Парагвай
3) Боливия
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Марине необходимо составить карту «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки. Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Условное обозначение
СТРАНА
А) Ливия
Б) Египет
В) Чад
А
Б
В
Практическая работа 10. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации
Планируемые результаты:
Цель работы: научиться выявлять и объяснять различия в уровне и качестве жизни населения в регионах и странах мира.
Задачи:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия:
работа с информацией
- выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
- оценивать достоверность информации;
2. Предметные результаты
- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов,
процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей качества жизни населения мира и отдельных стран, с использованием
источников географической информации;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- формулировать выводы и заключения
- Установить показатели, характеризующие качества жизни населения в регионах и странах мира.
- Выявить различия в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.
- Проанализировать различия в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.
- Объяснить причины различий в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.
Ход работы:
- Выберите регионы и страны мира для определения и анализа показателей уровня жизни и качества жизни населения.
- Установите показатели, характеризующие уровень жизни и качество жизни населения в регионах и странах мира. Используйте для выполнения задания данные
- Картосхема 1. «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении». 2015г.;.
-Картосхема 2. «Государственные расходы на здравоохранение в 2015г.»;
- Картосхема 3. «Уровень грамотности всего взрослого населения (% людей в возрасте 15 лет и старше)» 2015г.;
- Таблица 1. Рейтинг стран по уровню ВВП на душу населения, 2021г.;
- Таблица 2. Страны с самой с самой высокой продолжительностью жизни;
- Таблица 3. Страны с самой низкой продолжительностью жизни.
- Выявите различия в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.
- Проанализируйте различия в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.
- Объясните причины различий в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.
.
Картосхема «Ожидаемая
Картосхема «Уровень грамотности всего взрослого
населения (% людей в возрасте 15 лет и старше)» . 2015
г
продолжительность жизни при рождении». 2015г.
На основе анализа данных справочных материалов предположите, какая из стран: Кения или Чад – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение .
2. Показатель ВВП на душу населения Кения – Чад
- Ожидаемая продолжительность жизни
Кения –
Чад -
Практическая работа 11 " Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран
Цель работы: сравнить структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран, сравнить страны по особенностям функциональной структуры их
экономики.
Задачи:
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия:
базовые логические действия
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения географических объектов, процессов;
базовые исследовательские действия
- владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты.
работа с информацией
- использовать различные источники географической информации, необходимые для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
- Определить структуру экономики аграрных стран.
- Определить структуру экономики индустриальных стран.
- Определить структуру экономики постиндустриальных стран.
- Сравнить структуру экономики стран аграрных, индустриальных и постиндустриальных.
- Сравнить страны по особенностям функциональной структуры их экономики.
Ход работы:
- Приведите примеры стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной
структурой экономики. Воспользуйтесь для выполнения задания данными Таблицы 1.
«Доля сельского хозяйства, промышленного производства и сферы услуг в общем объёме ВВП страны».
- Определите структуру экономики с аграрной экономикой, индустриальной и постиндустриальной структурой экономики.
- Сравните структуру экономики стран аграрных, индустриальных и постиндустриальных.
- Сравните выбранные страны по особенностям функциональной структуры их экономики. Используйте для выполнения задания диаграмму «Функциональная структура хозяйства различных стран».
2. Предметные результаты
- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран;
.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
СТРАНА
А) Мексика Б) Германия В) Эфиопия
Ответ:
А
Б
В
Практическая работа 5. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Цель работы: Сравнить роль сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии на основе анализа статистических данных.
Планируемые результаты:
1.Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия:
базовые логические действия
- выявлять закономерности в рассматриваемых данных с учётом предложенной географической задачи;
базовые исследовательские действия
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования;
работа с информацией
- анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления.
Задачи:
- Определить и сравнить специализацию, объёмы производства и динамику объёмов производства продукции растениеводства Алжира и Эфиопии.
- Определить и сравнить специализацию, объёмы производства и динамику объёмов производства продукции животноводства Алжира и Эфиопии.
- Сделать выводы на основе анализа статистических данных о роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Ход работы:
- Изучите содержание Таблицы 1. «Производство продукции растениеводства, тыс. тонн».
- Определите отрасли растениеводства Алжира и Эфиопии.
- Назовите отрасли растениеводства Алжира и Эфиопии, лидирующие по объёмам производства с/х продукции.
- Определите динамику показателей объёмов производства продукции растениеводства в Алжире и в Эфиопии за
период 2018-2020гг.
- Сравните специализацию растениеводства Алжира и Эфиопии.
- Изучите содержание Таблицы 2. «Производство продукции животноводства».
- Определите отрасли животноводства Алжира и Эфиопии.
- Назовите отрасли животноводства Алжира и Эфиопии,
лидирующие по объёмам производства с/х продукции.
- Определите динамику показателей объёмов производства продукции животноводства в Алжире и в Эфиопии за
период 2018-2020гг.
2. Предметные результаты
- использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы
ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах,
- определять и сравнивать по географическим картам различного содержания качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
- объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
- формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения:
- Сравните специализацию животноводства Алжира и Эфиопии.
- Изучите содержание Таблицы 3. «Структура экспорта продукции АПК»
- Определите структуру экспорта продукции АПК Алжира и
- сравнивать специализацию сельского хозяйства и её роль в экономике Алжира и
Эфиопии в 2021гг.
Эфиопии с использованием источников географической информации.
- Сравните структуру экспорта продукции АПК Алжира и Эфиопии в 2021гг.
- Сформулируйте вывод о специализации сельского хозяйства и её роли в экономике Алжира и Эфиопии.
Оборудование:
- Сельское хозяйство Алжира и возможности для экспорта российской продукции
- Сельское хозяйство Эфиопии и возможности для экспорта российской продукции
- Таблица 1. Производство продукции растениеводства,
- Таблица 2. Производство продукции животноводства. Форма представления результатов практической работы : описание
Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельскохозяйственного экспорта в общем объёме экспорта Алжира и Эфиопии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
1. Сравним доли населения, занятого в сельском хозяйстве. Алжир – 10% Эфиопия- 68% Больше в Эфиопии 2. Рассчитаем, используя данные таблицы долю сельскохозяйственного экспорта в общих объемах экспорта каждой страны: Алжир- 0,42*100:34.9 = 1,2% Эфиопия- 1.3*100:3.2=41% Больше в Эфиопии. 3. Сделаем вывод: в экономике Эфиопии сельское хозяйство играло большую роль.
11
Практическая работа 5. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников
географической информации и участия России в их решении
Планируемые результаты:
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения :
- сопоставлять и анализировать различные точки зрения по возможным путям решения глобальных проблем человечества;
- выбирать источники географической информации, необходимые для выявления примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- обсуждать результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия:
базовые логические действия
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
базовые исследовательские действия
- владеть навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических географических задач;
работа с информацией
- выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
- оценивать достоверность информации;
Цель работы: Выявить примеры взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении.
Задачи:
- Проанализировать различные источники информации по возможным путям решения глобальных проблем человечества.
- Привести примеры глобальных проблем, в решении которых принимает участие Россия.
- Выявить примеры взаимосвязи глобальных проблем человечества.
- Обсудить результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана.
2.Предметные результаты
- приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
- описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и
общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и
антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне;
- использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
Оборудование:
- Указ президента РФ от 2.06.2020 г. № 355 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания»
- Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31.03.2023 г.).
- Комментарий официального представителя МИД России М.В. Захаровой в связи с критикой российского участия в международных усилиях по борьбе с негативными последствиями изменения климата со стороны американских политиков - Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru)
Схема «Актуальные глобальные проблемы».
Интернет-ресурс:
- Современные экологические проблемы – причины и пути их решения
1 -2
Россия внесла большой вклад в борьбу с глобальными изменениями климата значительно сократив долю каменного угля в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) и увеличив в нём долю природного газа. Назовите звенья цепочки связей между сокращением доли в ТЭБ каменного угля при увеличении доли природного газа и сдерживанием глобальных климатических изменений, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.
- Климат европейской части страны России быстро меняется. За последние 30 лет средняя годовая температура в центре европейской части России выросла на 1-1,5 градуса. Сокращается холодный период года – уменьшается промежуток времени между периодом когда температура переходит к устойчивым отрицательным значениям , и периодом, когда температура переходит к устойчивым положительным значениям. При этом прослеживаются различные тенденции изменения количества атмосферных осадков. На севере осадков становится больше, а на юге их количество уменьшается.
- Прогнозы указывают на вероятное сохранение наблюдаемых тенденций в ближайшие десятилетия. Изменения климата оказывают влияние на все отрасли хозяйства и речной транспорт не является исключением.
- Укажите два возможных положительных эффекта потепления климата, сопровождаемое увеличением количества атмосферных осадков , для работы речного транспорта на Верхней и Средней Волге?
Еще больше материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации вы можете найти на сайте ФИПИ в разделе Открытый банк заданий.
Спасибо!
Балябина Л.Н.
89272520584
geo34@ mail.ru