СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации через практико-ориентированную деятельность на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа показывает возможное сочетание практических работ погеографии с заданиями ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Практическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации через практико-ориентированную деятельность на уроках географии»

Практическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации через практико-ориентированную деятельность на уроках географии.   Балябина Л.Н. МОУ СШ № 34 Краснооктябрьский район Волгоград   1

Практическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации через практико-ориентированную деятельность на уроках географии. Балябина Л.Н. МОУ СШ № 34 Краснооктябрьский район Волгоград

1

Практико-ориентированная исследовательская и проектная деятельность  — это  деятельность, чётко ориентированная на результат  . Результатом такой деятельности на уроках географии может быть и подготовка к ГИА, удовлетворяющая потребность выпускника, это и определённый социальный результат, решающий проблему поступления в ВУЗ по выбранной специальности.
  • Практико-ориентированная исследовательская и проектная деятельность  — это  деятельность, чётко ориентированная на результат  .
  • Результатом такой деятельности на уроках географии может быть и подготовка к ГИА, удовлетворяющая потребность выпускника, это и определённый социальный результат, решающий проблему поступления в ВУЗ по выбранной специальности.

Практическая работа 9. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных

Цель работы: Сравнить и объяснить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.

Задачи:

Планируемые результаты:

1.Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия:

базовые логические действия

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;

базовые исследовательские действия

  • выявлять причинно-следственные связи;

работа с информацией

- выбирать и использовать различные источники географической информации для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;

2.Предметные результаты

  • использовать знания об основных географических закономерностях для

определения и сравнения свойств изученных географических процессов, в том числе: для определения и сравнения показателей, характеризующих

урбанизацию, с использованием источников географической информации;

  • формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
  • Выявить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.
  • Сравнить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.
  • Объяснить различия в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира.

Ход работы:

  • Выберите для сравнения соотношения городского и сельского населения несколько регионов мира.
  • Определите соотношение городского и сельского населения в выбранных регионах. Используйте для выполнения

задания данные Таблицы 1. «Соотношение городского и сельского населения по странам и регионам мира, 2022г.».

  • Установите уровень урбанизации в некоторых странах с различным уровнем социально-экономического развития.
  • Сравните уровень урбанизации в некоторых странах с различным уровнем социально-экономического развития.
  • Установите динамику прироста городского и сельского населения стран с различным уровнем социально-экономического развития. Используйте для выполнения задания данные картосхемы 1 «Прирост городского населения в 2015г. (в % к году)» и Картосхемы 2. «Прирост городского и сельского населения в 2015г. (в % к году)».
  • Сравните динамику прироста городского и се льского населения стран с различным уровнем социально-экономического развития.
  • Объясните различия в темпах, уровнях урбанизации в странах с различным уровнем социально-экономического развития.

Кар т осх е ма 2. « П р и рост с е л ьс к ого населен и я в 2015г. (в % к году)»

Картосхема 1. «Прирост городского населения в 2015г.

% к году)»

Проверка умений. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.  1) Венесуэла 2) Парагвай 3) Боливия Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Проверка умений.

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

1) Венесуэла

2) Парагвай

3) Боливия

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Марине необходимо составить карту «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки. Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте:  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца Условное обозначение СТРАНА А) Ливия Б) Египет В) Чад А Б В

Марине необходимо составить карту «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки. Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Условное обозначение

СТРАНА

А) Ливия

Б) Египет

В) Чад

А

Б

В

Практическая работа 10. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации

Планируемые результаты:

Цель работы: научиться выявлять и объяснять различия в уровне и качестве жизни населения в регионах и странах мира.

Задачи:

1. Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия:

работа с информацией

  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и

интерпретации информации различных видов и форм представления;

  • оценивать достоверность информации;

2. Предметные результаты

- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов,

процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей качества жизни населения мира и отдельных стран, с использованием

источников географической информации;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • формулировать выводы и заключения
  • Установить показатели, характеризующие качества жизни населения в регионах и странах мира.
  • Выявить различия в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.
  • Проанализировать различия в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.
  • Объяснить причины различий в показателях качества жизни населения в регионах и странах мира.

Ход работы:

  • Выберите регионы и страны мира для определения и анализа показателей уровня жизни и качества жизни населения.
  • Установите показатели, характеризующие уровень жизни и качество жизни населения в регионах и странах мира. Используйте для выполнения задания данные
  • Картосхема 1. «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении». 2015г.;.

-Картосхема 2. «Государственные расходы на здравоохранение в 2015г.»;

  • Картосхема 3. «Уровень грамотности всего взрослого населения (% людей в возрасте 15 лет и старше)» 2015г.;
  • Таблица 1. Рейтинг стран по уровню ВВП на душу населения, 2021г.;
  • Таблица 2. Страны с самой с самой высокой продолжительностью жизни;
  • Таблица 3. Страны с самой низкой продолжительностью жизни.
  • Выявите различия в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.
  • Проанализируйте различия в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.
  • Объясните причины различий в показателях уровня жизни и качества жизни населения в регионах и странах мира.

.

Картосхема «Ожидаемая

Картосхема «Уровень грамотности всего взрослого

населения (% людей в возрасте 15 лет и старше)» . 2015

г

продолжительность жизни при рождении». 2015г.

 На основе анализа данных справочных материалов предположите, какая из стран: Кения или Чад – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение . 2. Показатель ВВП на душу населения    Кения –     Чад     Ожидаемая продолжительность жизни Кения – Чад -

На основе анализа данных справочных материалов предположите, какая из стран: Кения или Чад – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение .

2. Показатель ВВП на душу населения Кения – Чад

  • Ожидаемая продолжительность жизни

Кения –

Чад -

Практическая работа 11 " Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран

Цель работы: сравнить структуры экономики аграрных, индустриальных и

постиндустриальных стран, сравнить страны по особенностям функциональной структуры их

экономики.

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия:

базовые логические действия

  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения географических объектов, процессов;

базовые исследовательские действия

  • владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты.

работа с информацией

  • использовать различные источники географической информации, необходимые для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
  • Определить структуру экономики аграрных стран.
  • Определить структуру экономики индустриальных стран.
  • Определить структуру экономики постиндустриальных стран.
  • Сравнить структуру экономики стран аграрных, индустриальных и постиндустриальных.
  • Сравнить страны по особенностям функциональной структуры их экономики.

Ход работы:

  • Приведите примеры стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной

структурой экономики. Воспользуйтесь для выполнения задания данными Таблицы 1.

«Доля сельского хозяйства, промышленного производства и сферы услуг в общем объёме ВВП страны».

  • Определите структуру экономики с аграрной экономикой, индустриальной и постиндустриальной структурой экономики.
  • Сравните структуру экономики стран аграрных, индустриальных и постиндустриальных.
  • Сравните выбранные страны по особенностям функциональной структуры их экономики. Используйте для выполнения задания диаграмму «Функциональная структура хозяйства различных стран».

2. Предметные результаты

- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран;

.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.    Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИ  АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами СТРАНА А) Мексика  Б) Германия  В) Эфиопия Ответ: А Б В

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

СТРАНА

А) Мексика Б) Германия В) Эфиопия

Ответ:

А

Б

В

Практическая работа 5. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии

Цель работы: Сравнить роль сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии на основе анализа статистических данных.

Планируемые результаты:

1.Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия:

базовые логические действия

  • выявлять закономерности в рассматриваемых данных с учётом предложенной географической задачи;

базовые исследовательские действия

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования;

работа с информацией

  • анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления.

Задачи:

  • Определить и сравнить специализацию, объёмы производства и динамику объёмов производства продукции растениеводства Алжира и Эфиопии.
  • Определить и сравнить специализацию, объёмы производства и динамику объёмов производства продукции животноводства Алжира и Эфиопии.
  • Сделать выводы на основе анализа статистических данных о роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.

Ход работы:

  • Изучите содержание Таблицы 1. «Производство продукции растениеводства, тыс. тонн».
  • Определите отрасли растениеводства Алжира и Эфиопии.
  • Назовите отрасли растениеводства Алжира и Эфиопии, лидирующие по объёмам производства с/х продукции.
  • Определите динамику показателей объёмов производства продукции растениеводства в Алжире и в Эфиопии за

период 2018-2020гг.

  • Сравните специализацию растениеводства Алжира и Эфиопии.
  • Изучите содержание Таблицы 2. «Производство продукции животноводства».
  • Определите отрасли животноводства Алжира и Эфиопии.
  • Назовите отрасли животноводства Алжира и Эфиопии,

лидирующие по объёмам производства с/х продукции.

  • Определите динамику показателей объёмов производства продукции животноводства в Алжире и в Эфиопии за

период 2018-2020гг.

2. Предметные результаты

- использовать знания об основных географических закономерностях для

определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы

ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах,

  • определять и сравнивать по географическим картам различного содержания качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
  • объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
  • формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации

информации из различных источников;

Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения:

  • Сравните специализацию животноводства Алжира и Эфиопии.
  • Изучите содержание Таблицы 3. «Структура экспорта продукции АПК»
  • Определите структуру экспорта продукции АПК Алжира и

- сравнивать специализацию сельского хозяйства и её роль в экономике Алжира и

Эфиопии в 2021гг.

Эфиопии с использованием источников географической информации.

  • Сравните структуру экспорта продукции АПК Алжира и Эфиопии в 2021гг.
  • Сформулируйте вывод о специализации сельского хозяйства и её роли в экономике Алжира и Эфиопии.

Оборудование:

  • Сельское хозяйство Алжира и возможности для экспорта российской продукции
  • Сельское хозяйство Эфиопии и возможности для экспорта российской продукции
  • Таблица 1. Производство продукции растениеводства,
  • Таблица 2. Производство продукции животноводства. Форма представления результатов практической работы : описание
Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельскохозяйственного экспорта в общем объёме экспорта Алжира и Эфиопии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.  1. Сравним доли населения, занятого в сельском хозяйстве.  Алжир – 10%  Эфиопия- 68%  Больше в Эфиопии   2. Рассчитаем, используя данные таблицы долю сельскохозяйственного экспорта в общих объемах экспорта каждой страны:  Алжир- 0,42*100:34.9 = 1,2%  Эфиопия- 1.3*100:3.2=41%  Больше в Эфиопии.   3. Сделаем вывод: в экономике Эфиопии сельское хозяйство играло большую роль.

Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельскохозяйственного экспорта в общем объёме экспорта Алжира и Эфиопии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

1. Сравним доли населения, занятого в сельском хозяйстве. Алжир – 10% Эфиопия- 68% Больше в Эфиопии 2. Рассчитаем, используя данные таблицы долю сельскохозяйственного экспорта в общих объемах экспорта каждой страны: Алжир- 0,42*100:34.9 = 1,2% Эфиопия- 1.3*100:3.2=41% Больше в Эфиопии. 3. Сделаем вывод: в экономике Эфиопии сельское хозяйство играло большую роль.

11

Практическая работа 5. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников

географической информации и участия России в их решении

Планируемые результаты:

Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения :

- сопоставлять и анализировать различные точки зрения по возможным путям решения глобальных проблем человечества;

  • выбирать источники географической информации, необходимые для выявления примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • обсуждать результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана

1. Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия:

базовые логические действия

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;

базовые исследовательские действия

- владеть навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к

самостоятельному поиску методов решения практических географических задач;

работа с информацией

  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и

интерпретации информации различных видов и форм представления;

  • оценивать достоверность информации;

Цель работы: Выявить примеры взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении.

Задачи:

  • Проанализировать различные источники информации по возможным путям решения глобальных проблем человечества.
  • Привести примеры глобальных проблем, в решении которых принимает участие Россия.
  • Выявить примеры взаимосвязи глобальных проблем человечества.
  • Обсудить результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана.

2.Предметные результаты

  • приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых

принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;

  • описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и

общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и

антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне;

  • использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации

информации из различных источников;

Оборудование:

  • Указ президента РФ от 2.06.2020 г. № 355 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания»
  • Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31.03.2023 г.).
  • Комментарий официального представителя МИД России М.В. Захаровой в связи с критикой российского участия в международных усилиях по борьбе с негативными последствиями изменения климата со стороны американских политиков - Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru)

Схема «Актуальные глобальные проблемы».

Интернет-ресурс:

  • Современные экологические проблемы – причины и пути их решения

1 -2

Россия внесла большой вклад в борьбу с глобальными изменениями климата значительно сократив долю каменного угля в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) и увеличив в нём долю природного газа.  Назовите звенья цепочки связей между сокращением доли в ТЭБ каменного угля при увеличении доли природного газа и сдерживанием глобальных климатических изменений, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

Россия внесла большой вклад в борьбу с глобальными изменениями климата значительно сократив долю каменного угля в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) и увеличив в нём долю природного газа. Назовите звенья цепочки связей между сокращением доли в ТЭБ каменного угля при увеличении доли природного газа и сдерживанием глобальных климатических изменений, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

Климат европейской части страны России быстро меняется. За последние 30 лет средняя годовая температура в центре европейской части России выросла на 1-1,5 градуса. Сокращается холодный период года – уменьшается промежуток времени между периодом когда температура переходит к устойчивым отрицательным значениям , и периодом, когда температура переходит к устойчивым положительным значениям. При этом прослеживаются различные тенденции изменения количества атмосферных осадков. На севере осадков становится больше, а на юге их количество уменьшается. Прогнозы указывают на вероятное сохранение наблюдаемых тенденций в ближайшие десятилетия. Изменения климата оказывают влияние на все отрасли хозяйства и речной транспорт не является исключением. Укажите два возможных положительных эффекта потепления климата, сопровождаемое увеличением количества атмосферных осадков , для работы речного транспорта на Верхней и Средней Волге?
  • Климат европейской части страны России быстро меняется. За последние 30 лет средняя годовая температура в центре европейской части России выросла на 1-1,5 градуса. Сокращается холодный период года – уменьшается промежуток времени между периодом когда температура переходит к устойчивым отрицательным значениям , и периодом, когда температура переходит к устойчивым положительным значениям. При этом прослеживаются различные тенденции изменения количества атмосферных осадков. На севере осадков становится больше, а на юге их количество уменьшается.
  • Прогнозы указывают на вероятное сохранение наблюдаемых тенденций в ближайшие десятилетия. Изменения климата оказывают влияние на все отрасли хозяйства и речной транспорт не является исключением.
  • Укажите два возможных положительных эффекта потепления климата, сопровождаемое увеличением количества атмосферных осадков , для работы речного транспорта на Верхней и Средней Волге?
Еще больше материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации вы можете найти на сайте ФИПИ в разделе Открытый банк заданий.

Еще больше материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации вы можете найти на сайте ФИПИ в разделе Открытый банк заданий.

Спасибо! Балябина Л.Н. 89272520584 geo34@ mail.ru

Спасибо!

Балябина Л.Н.

89272520584

geo34@ mail.ru