СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Опричнина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Опричнина"»





Практическая работа по истории

Тема: Опричнина. Повседневная жизнь опричников.

Ученика(цы)________________________________________________________________ класса

Дата: 09.12.17

Время выполнения – 1 академический час (45 мин.)

Материалы практической работы:

- 3 листа заданий

- 1 чистый лист для выполнения задания № 5

- Анкета (Ее можно не подписывать. Пожалуйста, заполните, тем самым, вы поможете мне при сборе информации для курсовой работы).

Практическая работа состоит из 6 заданий.


Для выполнения работы вам потребуется: учебник, ручка, записи предыдущего урока.


Чтобы успешно выполнить практическую работу, внимательно читайте задания.


Система оценивания:

“5” - за 5-6 правильно выполненных заданий.

“4” – за 4 правильно выполненных задания.

“3” – за 2-3 правильно выполненных задания.













Задание 1. Вспомните материалы предыдущего урока и запишите годы опричнины:

__________________________________________________


Задание 2. Прочитайте определения понятия “опричнина” и фрагмент документа. Выделите причины введения опричнины.

ОПРИ́ЧНИНА

1. Система внутриполитических мер Ивана Грозного, осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой. Эта система включала в себя конфискацию земельных владений, преследование лиц, обвинённых в измене, массовые казни.

2. Часть Московского государства, выделенная в 1565 г. Иваном Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении, удел с особым административным аппаратом и особым войском. Вся земля разделилась на земщину и опричнину.

3. Особое войско Ивана Грозного, служившее ему опорой в борьбе с княжеско-боярской оппозицией. Земли, выделенные Иваном Грозным в опричнину, должны были дать возможность содержать особое опричное войско, которое представляло собой своего рода телохранителей царя.

Н. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”:

“ Иван вот что объявил духовным и светским знатным лицам. Ему стало известно, что многие не терпят его, не желают, чтобы царствовали он и его наследники, злоумышляют на его жизнь”.

Причины:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Прочитайте фрагмент из сочинения Н. Костомарова “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”.

“Вместо Кремля царь приказал строить себе другой двор за Неглинной (между Арбатской и Никитской улицами), но главное местопребывание свое назначал он в Александровской слободе, где приказал также ставить дворы для своих выбранных в Опричнину бояр, князей и дворян. Вся остальная Русь называлась "Земщиной", поверялась земским боярам: Бельскому, Мстиславскому и др.”

Пользуясь предложенным фрагментом сочинения и картой из учебника на стр. 204. Ответьте на следующие вопросы:

1. На какие 2 части разделил Иван Грозный государственные земли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Перечислите земли и города, которые вошли в опричнину:

В 1565 г.________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В 1568 – 1570 гг. ­­­_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В 1571 г. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________





Задание 4. Прочитайте фрагмент из сочинения Н. Костомарова “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”.

“Царский образ жизни стал вполне достоин полупомешанного. Иван завел у себя в Александровской слободе подобие монастыря, отобрал 300 опричников, надел на них черные рясы поверх вышитых золотом кафтанов, на головы – тафьи или шапочки; сам себя назвал игуменом, Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова – пономарем; сам сочинил для братии монашеский устав и сам лично с сыновьями ходил звонить на колокольню.”


Составьте схему, которая отразит структуру управления в Александровской слободе:










Задание 5. Проанализируйте предложенные материалы, напишите небольшой рассказ на тему “1 день из жизни опричника”.

(Обратите внимание на его внешний вид, распорядок дня и действия, совершаемые на службе).

Оборвётся в доме дело всякое,

С лов неспешных не договорят,

Если чёрной сбруей мерно звякая

Пролетит по улице отряд.

Врассыпную шурхнет детвора,

Затрясётся нищий на углу,

И купец за кипами добра,

Словно тать, притихнет на полу.

Даниил Андреев.

Гибель Грозного”


Засучивая рукава,

Они брались со страстью

За все, на что им дал права

Сам царь своею властью.

Н. П. Кончаловская.

Наша древняя столица”


То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич. Изображение опричника

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

М. Ю. Лермонтов.

Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Гордый самодержец именовал своих сподвижников «братией», так же как и они «называют великого князя не иным именем, как брат». В этом странном братстве господствовали строгая дисциплина и распорядок: уже ранним утром, в четыре часа, они должны были присутствовать на службе в церкви. Затем наступало время трапезы, во время которой «царь по должности настоятеля во всё время обеда стоя читает им назидательные книги». На опричных же трапезах, «каждому подаётся еда и питьё, очень дорогое и состоящее из вина и мёда».

Избранные же царские слуги были обязаны «ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху. Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Опричные хорошо прошлись по всей стране, городам и деревням в земщине, на что великий князь не дал бы им позволения. Они сами придумывали наказы, как будто великий князь повелел убить того или другого из дворян или купца, у которых, по их расчётам, были деньги, вместе с женой и детьми, а их деньги и добро забрать в великокняжескую казну. Они учинили много убийств и казней земских, что невозможно описать. Некоторые, не желавшие убивать, приходили ночью в подходящие места, где, по их расчётам, были деньги, хватали людей и истязали жестоко до тех пор, пока не получали всю наличность и всё им приглянувшееся. Простой посадский человек в опричнине, крестьяне, все их слуги, работники и работницы разное творили с земскими ради денег.


Задание 6. Пользуясь учебником на стр. 222 – 223.

Выделите причины, по которым Иван Грозный отменил опричнину.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________