СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа « Решение генетических задач»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Решение генетических задач с ответами

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа « Решение генетических задач»»

Практическая работа

« Решение генетических задач»

Цель урока: повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи. Отработать прием применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.


Задачи урока:

1. Продолжить работы по формированию умений и навыков решения генетических задач.

2. совершенствовать умения составлять и решать генетические задачи.

3. развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.

Тип урока: закрепление и применение знаний и умений.

Оборудование: 1. раздаточный материал генетических задач.

2. раздаточный материал биологического диктанта

Ход урока

II. Проверка знаний. (Мы начинаем урок с биол. диктанта)

1. Биологический диктант (на доске и на партах учеников схема-таблица).


Вариант 1

Понятия генетические

Вариант 2

2

ФЕНОТИП

В

3

ГЕН

А

7

ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК

Г

4

ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

И

9

ЛОКУС

Б

1

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК

Ж

6

ГЕНОТИП

Е

5

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

К

8

ГЕНЕТИКА

Л

10

АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ

Д

Задания для биологического диктанта.


1. Организм, в генотипе которого имеются два одинаковых аллельных гена.


2. Наука о закономерностях наследования признаков у организмов.


3. Организм, в генотипе которого имеются два различных аллельных гена.


4. Признак, который передаётся по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.


5. Участок хромосом, в котором расположен ген.


6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.


7. Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.


8. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.


9. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии генотипа со средой.


10. Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.


Ответы биологического диктанта:

Вариант 1 (4; 8; 5; 1; 9; 3; 6; 10; 2; 7)

Вариант 2 (И; Л; К; Ж; Б; А; Е; Д; В; Г)


2. Сейчас мы с Вами проведем разминку (устно ответьте мне на вопрос).


Для записи результатов скрещивания используются следующие общепринятые обозначения:


Р-родители (от лат. parental – родитель);


F – потомство (от лат. filial – потомство): F1 – гибриды первого поколения – прямые потомки родителей Р; F2 – гибриды второго поколения – потомки от скрещивания между собой гибридов F1 и тд.


♂ - мужская особь (щит и копье – знак Марса);


♀ - женская особь (зеркало с ручкой – знак Венеры);


× - значок скрещивания;


: - расщепление гибридов, разделяет цифровые соотношения отличающихся (по фенотипу или генотипу) классов потомков.


а) Ген А – определяет тёмный цвет волос, ген а – светлый.

Определите фенотип людей с генотипами Аа, АА, аа.

Поясните свой ответ.

И так, начнем с наиболее простых задач.

Задача на Моногибридное скрещивание.

Вопрос: Что означает понятие «Моногибридное скрещивание»?

Задача№1

У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.

Объект: овес.

Гены

А

а


Признаки

Раннеспелость

Позднеспелость

F-?, количество позднеспелых?










Решение:

Р ♀ × ♂

Ф: р.с п.с.

Г: Аа аа

G: А а а а

F1 Аа Аа аа аа

Ф : р.с. р.с. п.с. п.с.

Г: 50 % : 50%

1 : 1 т.е.,

69134 , то и 69134

Ответ: позднеспелых растений в первом поколении было получено примерно 69134.




Задача 2 (Задача на Дигибридное скрещивание)

У человека брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.

Обект: Человек.

Гены

Признаки

А

брахидактилия

а

Нормальные пальцы

в

Нормальная пигментация

в

Альбинизм

Решение:

Р ♀ × ♂

Ф: Бр.д. Бр.д.

Норм.пигм. Норм. Пигм.


Г: АаВв АаВв

G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав


F1

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

АВ АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ Ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ аВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав

Ав АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация


Ав Ав

Брахидактилия;

альбинизм

Ав аВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав ав

Брахидактилия;

альбинизм

аВ

аВ АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация


аВ Ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

аВ аВ

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

аВ ав

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ав

ав АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация



ав Ав

Брахидактилия;

альбинизм

ав аВ

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ав ав

нормальные пальцы;

альбинизм


Ответ: Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями= 3/16 × 100%= 300: 16= 18,75 %






Задача №3 «На определение группы крови»

Вспомним:

Ген , аллели АВО

Группа крови

%

J о Jо

1 группа крови

46

J о JА

J А JА

2 группа крови

42

J о JВ

J В JВ

3 группа крови

9

JА JВ

4 группа крови

3

Задача№3. Определите группы группы крови у детей по фенотипу, если мать имеет 2 группу крови, а отец 1 группу крови.

Дано:

Гены

Признаки

J о Jо

1 группа

J о JА

2 группа

J А JА

Возможны 2 варианта решения задачи:

1.

Р ♀ × ♂


Ф: 2гр 1гр


Г: J о JА J о Jо

G: J о JА J о Jо


F1 J о Jо J о Jо J оJА J оJА

Ф 1 1 2 2

50% : 50%


2. Р ♀ × ♂

Ф: 2гр 1гр

Г: J А JА J о Jо

G: J А JА J о Jо

F1 100% J о JА -2 группа

Задачи №4 на сцепленное с полом наследование.

Вспомним: У человека 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. У человека женский пол обозначается-ХХ(гомогаметный пол); Мужской пол- ХY(гетерогаметный пол).У птиц самка – ХY; самец- ХХ

Задача:

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ ,рыжая- геном Хв ,гетерозиготы имеют черепаховую окраску .От черной кошки и рыжего кота родились:один черепаховый и два черных котенка. Составьте схему решения задачи..Определите генотипы родителей и потомства, пол котят.


гены

признаки

ХВ Хв

Черная кошка

Хв Y

Рыжий кот

Вв

Черепаховый цвет



Р ♀ × ♂


Ф: черная рыжий

Г: ХВ Хв Хв Y

G: ХВ Хв Хв Y

F1 ХВ Хв ХВ Y ХВ Хв ХВ Y

Ф: кошка кот кошка кот

Череп. Черн. Череп Черн.


Рефлексия

Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Оценки за урок: … Ваши знания и умения решать задачи по генетике пригодятся на ЕГЭ.

Приложение №1

Вариант 1

Понятия генетические

Вариант 2

2

ФЕНОТИП

В

3

ГЕН

А

7

ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК

Г

4

ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

И

9

ЛОКУС

Б

1

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК

Ж

6

ГЕНОТИП

Е

5

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

К

8

ГЕНЕТИКА

Л

10

АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ

Д

Задания для биологического диктанта.

1. Организм, в генотипе которого имеются два одинаковых аллельных гена.


2. Наука о закономерностях наследования признаков у организмов.


3. Организм, в генотипе которого имеются два различных аллельных гена.


4. Признак, который передаётся по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.


5. Участок хромосом, в котором расположен ген.


6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.


7. Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.


8. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.


9. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии генотипа со средой.


10. Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей


Вариант 1 (вписывают цифры)

Вариант 2 (Вписывают буквы)


Приложение №2 (Задачи для решения в классе)


Задача№1

У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.


Задача 2 (Задача на Дигибридное скрещивание)

У человека брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.


Задача№3.Определите группы группы крови у детей по фенотипу, если мать имеет 2 группу крови, а отец 1 группу крови.

Вспомним:


Ген , аллели АВО

Группа крови

%

J о Jо

1 группа крови

46

J о JА

J А JА

2 группа крови

42

J о JВ

J В JВ

3 группа крови

9

JА JВ

4 группа крови

3


Задачи №4 «На сцепленное с полом наследование».

Вспомним: У человека 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. У человека женский пол обозначается-ХХ(гомогаметный пол); Мужской пол- ХY(гетерогаметный пол).У птиц самка – ХY; самец- ХХ

Задача:

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ ,рыжая- геном Хв ,гетерозиготы имеют черепаховую окраску .От черной кошки и рыжего кота родились:один черепаховый и два черных котенка. Составьте схему решения задачи..Определите генотипы родителей и потомства, пол котят.


Приложение № 3. (задачи и тесты)Домашнее задание

Задача 1.

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие.

Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, ген карих глаз доминирует над геном голубых?

Задача 2.

При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. В результате второго скрещивания этого серого потомства опять с белыми получено 172 особи, из которых было 85 белых и 87 серых.

Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?


Задача 3.

При скрещивании гетерозиготного организма по одной паре признаков с гомозитным организмом, доля гомозигот в потомстве составит:

а) 0 % б) 25 % в) 50% г) 100%. Решить задачу письменно. В


Задача 4.

При скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомозиготой, доля гомозигот в потомстве составляет:

а) 0% б) 25% в) 50% г) 100%. Решить задачу письменно. В


Задача 5.

Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак).

А) АА Х аа б) Аа Х Аа в) АА Х Аа г) Аа Х аа г


Задача 6.

Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

А) 75% б) 50% в) 25% г) 0% в


Задача 7.

Ген раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. Какое будет потомство от скрещивания гомозиготного раннеспелого ячменя с позднеспелым?


Задача 8.

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким левшой.

Определите генотипы родителей и детей.


Задача 9.

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным,а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?


Задача 10.

Каковы генотипы родительских растений гороха и гибридов F1, если желтая окраска семян доминирует над зеленой, гладкая форма семян над морщинистой при скрещивании зеленого морщинистого с гетерозиготным желтым гладким.


Задача 11.

При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении

А) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:1:1:1 г) 1:2:1 в

Решить задачу письменно.


Задача12.

В брак вступили кареглазые мужчина и женщина. Какова вероятность рождения у них голубоглазого потомства, если оба родителя гетерозиготны по этому признаку? (карий цвет – доминантный признак).

А) 0% б) 25% в) 50% г) 75% б

Решить задачу письменно.


Задача 13.

При скрещивании мух дрозофил, имеющих нормальные крылья, получено потомство в числе 3565 особей. Среди них мух с нормальными крыльями было только 2673, остальные имели загнутые крылья. Определите генотипы родительских форм.


Задача14.

1.Как назвал Г.Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов

первого поколения?

а) гетерозиготными в) гомозиготными б

б) рецессивными г) доминантными


Задача 15.

Миоплегия (паралич) передается по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.


Задача 25.


При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении

А) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:1:1:1 г) 1:2:1 в

Решить задачу письменно.


Задача 30.

У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах.

1. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей?

2. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?