Практическая работа
« Решение генетических задач»
Цель урока: повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи. Отработать прием применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.
Задачи урока:
1. Продолжить работы по формированию умений и навыков решения генетических задач.
2. совершенствовать умения составлять и решать генетические задачи.
3. развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.
Тип урока: закрепление и применение знаний и умений.
Оборудование: 1. раздаточный материал генетических задач.
2. раздаточный материал биологического диктанта
Ход урока
II. Проверка знаний. (Мы начинаем урок с биол. диктанта)
1. Биологический диктант (на доске и на партах учеников схема-таблица).
Вариант 1 | Понятия генетические | Вариант 2 |
2 | ФЕНОТИП | В |
3 | ГЕН | А |
7 | ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК | Г |
4 | ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ | И |
9 | ЛОКУС | Б |
1 | РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК | Ж |
6 | ГЕНОТИП | Е |
5 | ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ | К |
8 | ГЕНЕТИКА | Л |
10 | АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ | Д |
Задания для биологического диктанта.
1. Организм, в генотипе которого имеются два одинаковых аллельных гена.
2. Наука о закономерностях наследования признаков у организмов.
3. Организм, в генотипе которого имеются два различных аллельных гена.
4. Признак, который передаётся по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
5. Участок хромосом, в котором расположен ген.
6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.
7. Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.
8. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.
9. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии генотипа со средой.
10. Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
Ответы биологического диктанта:
Вариант 1 (4; 8; 5; 1; 9; 3; 6; 10; 2; 7)
Вариант 2 (И; Л; К; Ж; Б; А; Е; Д; В; Г)
2. Сейчас мы с Вами проведем разминку (устно ответьте мне на вопрос).
Для записи результатов скрещивания используются следующие общепринятые обозначения:
Р-родители (от лат. parental – родитель);
F – потомство (от лат. filial – потомство): F1 – гибриды первого поколения – прямые потомки родителей Р; F2 – гибриды второго поколения – потомки от скрещивания между собой гибридов F1 и тд.
♂ - мужская особь (щит и копье – знак Марса);
♀ - женская особь (зеркало с ручкой – знак Венеры);
× - значок скрещивания;
: - расщепление гибридов, разделяет цифровые соотношения отличающихся (по фенотипу или генотипу) классов потомков.
а) Ген А – определяет тёмный цвет волос, ген а – светлый.
Определите фенотип людей с генотипами Аа, АА, аа.
Поясните свой ответ.
И так, начнем с наиболее простых задач.
Задача на Моногибридное скрещивание.
Вопрос: Что означает понятие «Моногибридное скрещивание»?
Задача№1
У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.
Объект: овес.
Гены А а | Признаки Раннеспелость Позднеспелость |
F-?, количество позднеспелых? |
| |
Решение: Р ♀ × ♂
Ф: р.с п.с.
Г: Аа аа
G: А а а а
F1 Аа Аа аа аа
Ф : р.с. р.с. п.с. п.с.
Г: 50 % : 50%
1 : 1 т.е.,
69134 , то и 69134
Ответ: позднеспелых растений в первом поколении было получено примерно 69134.
Задача 2 (Задача на Дигибридное скрещивание)
У человека брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.
Обект: Человек.
Гены | Признаки |
А | брахидактилия |
а | Нормальные пальцы |
в | Нормальная пигментация |
в | Альбинизм |
Решение:
Р ♀ × ♂
Ф: Бр.д. Бр.д.
Норм.пигм. Норм. Пигм.
Г: АаВв АаВв
G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
F1
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | АВ АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ Ав Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ аВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ ав Брахидактилия, Нормальная пигментация |
Ав | Ав АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | Ав Ав Брахидактилия; альбинизм | Ав аВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | Ав ав Брахидактилия; альбинизм |
аВ | аВ АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | аВ Ав Брахидактилия, Нормальная пигментация | аВ аВ нормальные пальцы; Нормальный пигмент | аВ ав нормальные пальцы; Нормальный пигмент |
ав | ав АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | ав Ав Брахидактилия; альбинизм | ав аВ нормальные пальцы; Нормальный пигмент | ав ав нормальные пальцы; альбинизм |
Ответ: Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями= 3/16 × 100%= 300: 16= 18,75 %
Задача №3 «На определение группы крови»
Вспомним:
Ген , аллели АВО | Группа крови | % |
J о Jо | 1 группа крови | 46 |
J о JА J А JА | 2 группа крови | 42 |
J о JВ J В JВ | 3 группа крови | 9 |
JА JВ | 4 группа крови | 3 |
Задача№3. Определите группы группы крови у детей по фенотипу, если мать имеет 2 группу крови, а отец 1 группу крови.
Дано:
Гены | Признаки |
J о Jо | 1 группа |
J о JА | 2 группа |
J А JА |
Возможны 2 варианта решения задачи:
1.
Р ♀ × ♂
Ф: 2гр 1гр
Г: J о JА J о Jо
G: J о JА J о Jо
F1 J о Jо J о Jо J оJА J оJА
Ф 1 1 2 2
50% : 50%
2. Р ♀ × ♂
Ф: 2гр 1гр
Г: J А JА J о Jо
G: J А JА J о Jо
F1 100% J о JА -2 группа
Задачи №4 на сцепленное с полом наследование.
Вспомним: У человека 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. У человека женский пол обозначается-ХХ(гомогаметный пол); Мужской пол- ХY(гетерогаметный пол).У птиц самка – ХY; самец- ХХ
Задача:
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ ,рыжая- геном Хв ,гетерозиготы имеют черепаховую окраску .От черной кошки и рыжего кота родились:один черепаховый и два черных котенка. Составьте схему решения задачи..Определите генотипы родителей и потомства, пол котят.
гены | признаки |
ХВ Хв | Черная кошка |
Хв Y | Рыжий кот |
Вв | Черепаховый цвет |
Р ♀ × ♂
Ф: черная рыжий
Г: ХВ Хв Хв Y
G: ХВ Хв Хв Y
F1 ХВ Хв ХВ Y ХВ Хв ХВ Y
Ф: кошка кот кошка кот
Череп. Черн. Череп Черн.
Рефлексия
Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Оценки за урок: … Ваши знания и умения решать задачи по генетике пригодятся на ЕГЭ.
Приложение №1
Вариант 1 | Понятия генетические | Вариант 2 |
2 | ФЕНОТИП | В |
3 | ГЕН | А |
7 | ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК | Г |
4 | ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ | И |
9 | ЛОКУС | Б |
1 | РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК | Ж |
6 | ГЕНОТИП | Е |
5 | ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ | К |
8 | ГЕНЕТИКА | Л |
10 | АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ | Д |
Задания для биологического диктанта.
1. Организм, в генотипе которого имеются два одинаковых аллельных гена.
2. Наука о закономерностях наследования признаков у организмов.
3. Организм, в генотипе которого имеются два различных аллельных гена.
4. Признак, который передаётся по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
5. Участок хромосом, в котором расположен ген.
6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.
7. Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.
8. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.
9. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии генотипа со средой.
10. Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей
Вариант 1 (вписывают цифры)
Вариант 2 (Вписывают буквы)
Приложение №2 (Задачи для решения в классе)
Задача№1
У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.
Задача 2 (Задача на Дигибридное скрещивание)
У человека брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.
Задача№3.Определите группы группы крови у детей по фенотипу, если мать имеет 2 группу крови, а отец 1 группу крови.
Вспомним:
Ген , аллели АВО | Группа крови | % |
J о Jо | 1 группа крови | 46 |
J о JА J А JА | 2 группа крови | 42 |
J о JВ J В JВ | 3 группа крови | 9 |
JА JВ | 4 группа крови | 3 |
Задачи №4 «На сцепленное с полом наследование».
Вспомним: У человека 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. У человека женский пол обозначается-ХХ(гомогаметный пол); Мужской пол- ХY(гетерогаметный пол).У птиц самка – ХY; самец- ХХ
Задача:
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ ,рыжая- геном Хв ,гетерозиготы имеют черепаховую окраску .От черной кошки и рыжего кота родились:один черепаховый и два черных котенка. Составьте схему решения задачи..Определите генотипы родителей и потомства, пол котят.
Приложение № 3. (задачи и тесты)Домашнее задание
Задача 1.
Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие.
Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, ген карих глаз доминирует над геном голубых?
Задача 2.
При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. В результате второго скрещивания этого серого потомства опять с белыми получено 172 особи, из которых было 85 белых и 87 серых.
Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?
Задача 3.
При скрещивании гетерозиготного организма по одной паре признаков с гомозитным организмом, доля гомозигот в потомстве составит:
а) 0 % б) 25 % в) 50% г) 100%. Решить задачу письменно. В
Задача 4.
При скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомозиготой, доля гомозигот в потомстве составляет:
а) 0% б) 25% в) 50% г) 100%. Решить задачу письменно. В
Задача 5.
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак).
А) АА Х аа б) Аа Х Аа в) АА Х Аа г) Аа Х аа г
Задача 6.
Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
А) 75% б) 50% в) 25% г) 0% в
Задача 7.
Ген раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. Какое будет потомство от скрещивания гомозиготного раннеспелого ячменя с позднеспелым?
Задача 8.
Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким левшой.
Определите генотипы родителей и детей.
Задача 9.
У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным,а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
2. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Задача 10.
Каковы генотипы родительских растений гороха и гибридов F1, если желтая окраска семян доминирует над зеленой, гладкая форма семян над морщинистой при скрещивании зеленого морщинистого с гетерозиготным желтым гладким.
Задача 11.
При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении
А) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:1:1:1 г) 1:2:1 в
Решить задачу письменно.
Задача12.
В брак вступили кареглазые мужчина и женщина. Какова вероятность рождения у них голубоглазого потомства, если оба родителя гетерозиготны по этому признаку? (карий цвет – доминантный признак).
А) 0% б) 25% в) 50% г) 75% б
Решить задачу письменно.
Задача 13.
При скрещивании мух дрозофил, имеющих нормальные крылья, получено потомство в числе 3565 особей. Среди них мух с нормальными крыльями было только 2673, остальные имели загнутые крылья. Определите генотипы родительских форм.
Задача14.
1.Как назвал Г.Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов
первого поколения?
а) гетерозиготными в) гомозиготными б
б) рецессивными г) доминантными
Задача 15.
Миоплегия (паралич) передается по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
Задача 25.
При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении
А) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:1:1:1 г) 1:2:1 в
Решить задачу письменно.
Задача 30.
У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах.
1. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей?
2. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?