СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по разделу "Политическое устройство мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разные типы работ по теме: работа на контурной карте, анализ карт различной тематики, работа со статистическими материалами, с дополнительными источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по разделу "Политическое устройство мира"»

Практические работы по разделу «Политическое устройство мира»


Практическая работа 1. «Анализ карт различной тематики. Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы. Работа со статистическими данными».

Цель работы: развить следующие умения

  • анализ карт различной тематики;

  • составление диаграмм используя статистические материалы;

  • отбирать необходимую информацию для выполнения по­ставленной задачи;

  • оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

  • работать с дополнительными источниками информации.

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса, дополнительные источники информации.

Задания для работы.

Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление атласа для 10 класса.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из групп представлена большим числом?

1.2. Разделите все карты на физические и тематические. Какая из групп представлена большим числом? С какой целью включены физические карты в атлас?

Задание 2. Рассмотрите политическую карту мира.

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и политической карте?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира, почему?

Задание 3. Использовать политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади страну мира.

3.2. Перечислите страны, которые омываются водами Северного Ледовитого океана?

3.3. Запишите страны, через которые проходит линия перемены дат.

3.4. Какое государство занимает территорию целого материка?

3.5. Запишите страны северного и восточного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль параллелей.

3.6. Запишите страны южного и западного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль меридианов.

Задание 4. Использовать карту плотности населения мира.

4.1. В каких целях использована фоновая окраска на карте?

4.2. Какая информация вынесена в легенду карты?

4.3. Можно ли с помощью политической карты и карты плотности населения выделить две крупнейшие страны по численности населения? Назвать страны.

4.4. Можно ли определить, где население преимущественно сконцентрировано в прибрежных областях? Назвать страны.

4.5. Можно ли определить страны, где отсутствуют города свыше 1млн.чел.? Привести 5-6 примеров в разных частях света.

Задание 5. Провести сравнительный анализ двух карт, выделив определенные вами критерии

Критерии

Карта 1

Карта 2

Выводы

Задание 6. Используйте различные источники информации.

6.1. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств. Вставьте пропущенные названия новых стран и столиц, появившихся на политической карте мира в конце 20—начале 21 в.в. в результате разделения более крупных государств.

Бывшее ССС: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия -…; …-Кишинев; Грузия - …, …- Баку; Армения-…; Казахстан -…; …-Бишкек; Туркмения -…; Таджикистан -…; …- Ташкента; Эстония - …; …- Рига; …-Вильнюс.

Бывшая Югославия (СФРЮ): Сербия – Белград; Хорватия - …; Черногория - …; …- Скопье; …- Любляна; Босния и Герцеговина -….

Бывшая Чехословакия (ЧССР): Чехия - …, …- Братислава.

6.2. Сделайте вывод о факторах и причинах, приведших к появлению новых государств.

Задание 7. Использовать таблицу.

7.1. Предложите критерии разделения по объемам разведанных железных руд.

7.2. Сопоставить с физической картой и картой минеральных ресурсов. Существует ли какая то закономерность размещения?

7.3. Постойте диаграмму (круговую или столбиковую) соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Выделить цветами или видами штриховки долю каждой страны. Составить легенду.

Страна

Регион

Запасы, млр.т

1

Бразилия

Латинская Америка

34

2

Россия

Европа, Азия

27

3

Канада

Северная Америка

26

4

Китай

Азия

25

5

Австралия

Австралия

21

6

Украина

Европа

21

7

США

Северная Америка

17

8

Казахстан

Азия

15

9

Индия

Азия

13

10

ЮАР

Африка

9


Задание 8. В 1900г. В мире насчитывалось 57 суверенных государств, перед Второй мировой войной – 71, к 2000г. – 193. Постройте график роста числа суверенных государств.


Практическая работа 2. «Политическая карта мира»

Цель работы: закрепить и развить следующие умения

  • наносить информацию на контурные карты по предложен­ным заданиям с применением традиционных картографических обозначений;

  • отбирать необходимую информацию для выполнения по­ставленной задачи;

  • оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

  • работать с дополнительными источниками информации.

Оборудование: учебник Е.В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, дополнительные источники информации.

Задания для работы.

Задание 1. Используйте для выполнения задания карты учеб­ника и карты школьного атласа.

1.1. Обозначить 10 крупнейших по площади территории госу­дарств, обозначьте пунсоном столицы этих стран и подпишите названия столиц. Внесите обозначение в легенду контурной карты.

1.2. Штриховкой обозначьте 10 крупнейших по численности стран мира. Внесите используемые обозначения в легенду карты, обозначьте пунсоном столицы этих стран и подпишите названия столиц. Внесите обозначение в легенду контурной карты.

Задание 2. Для выполнения задания используйте текст под разд. 1.1 учебника.

2.1. На контурной карте мира обозначьте границы и за­штрихуйте государства Зарубежной Европы и Африки с монархической формой правления, указав «К» - конституционная монархия, «А» - абсолютная монархия. Подпишите названия данных образований и их столиц. Если это сложно сделать на карте, то обозначьте государства цифрами.

2.2. Обозначьте страны Зарубежной Азии и Латинской Америки, имеющие федеративный тип государственного устройства. Внесите используемые обозначения в легенду карты.

Задание 3. Самостоятельная работа (выполнить в тетради). Для выполнения задания используйте дополнительные источники информации.

Выберите страну одного из регионов, где в настоящее время складываются острые политические конфликты. Подготовьте краткую справку об этих конфликтах.