Просмотр содержимого документа
«Практические занятие. История педагогики и образования как область научного знания.docx»
Тема 1. История педагогики и образования как область научного знания (4 часа)
Практическое занятие
Задание 1. Чем различаются эмпирическое и теоретическое исследование в истории педагогики? Как они дополняют друг друга?
Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства, строя научные теории, использует свой понятийный и категориальный аппарат. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как результат научного исследования. Методы исследования важны для социальной педагогики, так как способствуют ее дальнейшему развитию и совершенствованию как науки.
Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, сравнительная характеристика которых представлена в таблице.
Эмпирическое познание (эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания) строится на изучении реальной действительности, практического опыта, а соответственно используют его в основном практики (учителя, психологи, социальные педагоги).
Теоретическими исследованиями занимаются специально подготовленные для этого люди, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.
Различаются эмпирическое и теоретическое исследования и методами познания. Кроме представленных в таблице можно назвать анализ – синтез, индукцию – дедукцию, которые используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.
Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, сформулировать законы, на основе которых можно проектировать развитие будущих событий. Переход от эмпирического уровня к теоретическому означает качественный скачок в знании.
Задание 2. Среди существующих в педагогике взглядов на воспитание существует такой, согласно которому воспитание рассматривается как организованный процесс социализации личности. Проанализируйте этот подход через призму традиции. Определите, какие ценности лежат в его основе, какой видится сущность педагогического процесса, какие педагогические сродства и технологии предопределяет такой подход?
Заполните таблицу «Методологические характеристики науки»
Объект | Что рассматривается |
Цели | Какой результат исследователь намерен получить |
Проблемы | Что нужно изучить |
Методы | Действия, с помощью которых предоставляются знания |
Прикладная значимость | Какие недостатки практики можно исправить |