Практическое занятие
Тема: Урок – ведущая форма организации процесса обучения в школе. Структура и типы уроков.
Задание 1. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте письменный ответ.
Определение урока, его структура.
Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, примерно одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию.
В дидактике имеются различные определения понятия об уроке:
Так, М.Н. Скаткин считает, что «урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени».
В.А. Сластенин и В.П. Каширин определяют урок как такую форму организации педагогического процесса, «при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
По М.И. Махмутову, «урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса направленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания».
Структура урока - совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока, она зависит от целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, уровня подготовки и развития учащихся.
Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. На данном уроке ставятся разнообразные дидактические задачи, для решения которых требуется создание различных учебных ситуаций.
Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:
1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т.д.).
2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.
4. Изучение материала – дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование, анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.
6. Закрепление и систематизация знаний – дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.
7. Информация о домашнем задании – дидактическая задача – нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.
8. Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.
Задание № 2. Проанализируйте структуру уроков и раскройте особенности подходов к ее определению, определите тип урока.
Урок 1
1. Организационная часть. Цель – создать рабочую обстановку (1–2 мин.).
2. Проверка домашнего задания: опрос фронтальный,
комбинированный (устный или письменный) (10–12 мин.).
3. Сообщение новых знаний, изучение нового учебного
материала (путем беседы, рассказа, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, наглядными пособиями) (10–15 мин.).
4. Закрепление нового материала, установление связи
с ранее изученным, упражнения, элементы дидактической
игры (10 мин.).
5. Домашнее задание, его сущность, методика выполнения, запись задания в дневнике (5 мин.).
6. Окончание урока (1–2 мин.).
Комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.
Урок 2
1. Организационная часть: сообщение темы, целей, задач
урока, содержание деятельности (2–3 мин.).
2. Проверка домашнего задания: фронтальный, групповой, индивидуальный опрос (10–12 мин.).
3. Закрепление изученного материала, выполнение упражнений, использование методов дидактической игры (15 мин.).
4. Самостоятельная работа с целью определения уровня
усвоения учебного материала (10 мин.).
5. Домашнее задание (по усмотрению учителя).
6. Окончание урока (1 мин.).
Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.
Урок 3
1. Организационная часть. Цель – создание рабочей обстановки. Сообщение новой темы, целей, задач урока.
2. Возникновение проблемной ситуации и постановка
проблемы (5–10 мин.).
3. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы
(5–10 мин.).
4. Доказательство гипотезы (10–15 мин.).
5. Проверка правильности решения проблемы (5–10 мин.).
6. Домашнее задание, его сущность, методика выполнения, запись задания в дневнике.
Урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала.
Урок 4
1. Организационная часть. Цель – создать рабочую обстановку (1–2 мин.).
2. Проверка домашнего задания: фронтальный устный
опрос (5–7 мин.).
3. Сообщение новых знаний (20–25 мин.). Изучение нового материала (беседа, рассказ, организация самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями).
4. Краткий опрос с целью проверки усвоения учебного
материала.
5. Домашнее задание.
6. Окончание урока (1 мин.).
Комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.