Сидорова О.В., воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский сад №51»
ГО Полевской
Практико-ориентированный детский проект «Удивительное рядом!»
Удивительное рядом- оглянись по сторонам!
Удивительное рядом- может тут, а может, там?...
Удивительные дети мимо радостно бегут.
Удивительные дети удивительного ждут.
Радова Рина
Продолжительность проекта: среднесрочный (любой временной промежуток, лучше весна.)
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность. Природа и человек – неразделимые понятия. Природа создаёт условия для жизни человека, а человек должен оберегать природу и заботиться о ней. Как важно передать молодому поколению чувство восхищения красотой природы, чувство благодарности и ответственного отношения к ней! Ведь от того, насколько дети будут понимать необходимость сохранения живого, зависит экологическое благосостояние страны и здоровье её населения. А всё начинается с детской души и взаимодействия со взрослым. Ребёнок живёт и относится к своей Родине и её природе так, как он прочувствовал это в делах и поступках взрослых – близких ему людей. Дошкольный возраст - наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Проблема: Существует множество программ дошкольного образования и каждая ориентирует педагога на работу по формированию у детей достаточно широкого спектра экологических понятий, в том числе мира растительности. В дошкольные годы ребёнок овладевает названиями цветов, кустарников и деревьев, может обозначить их отличительные особенности, понимает, как нужно относиться к миру растений. Однако, приходя в свою родную группу детского сада или встречая какой-то цветок на подоконнике в актовом зале, на лестничных пролетах, видя цветы дома , ребёнок может не обратить на них внимание, не вспомнить, как они называются и вообще причинить ему вред. Каждый дом начинается с зеленых цветов на окне. Первое знакомство гостей начинается с внешнего вида дома. Не случайно говорят, что встречают по одёжке. Благоустройство группы детского сада особенно важно, так как это не только территория для игр и активного времяпровождения. Это место, где ребёнок общается со сверстниками, находит друзей, развивается. Среда окружения ребёнка не только определяет условия существования, но и составляет основы формирования личности. Создание интересного, необычного оформления зеленой зоны, центра природы в группе , по характеру напоминающих жилую – сказочную среду; озеленение и оформление личными архитектурными и игровыми формами; создание безопасных условий для жизнедеятельности детей, всё это способствует для дальнейшего личностного становления ребёнка. Для формирования более полных и разнообразных представлений о природе комнатных растений и цветов мы разработали проект «Удивительное рядом».
Нельзя забывать, что комнатные растения это для детей источники: Красоты, Доброты, Хорошего настроения, Здоровья, Чистого воздуха.
Цель проекта – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных эко-технологий, обеспечивающих экологически безопасное жизненное пространство.
Задачи проекта:
для педагога:- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
создание системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной и практической деятельности;
воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную и практическую деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Зона экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов.
6. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал).
7. Оборудование:
- кашпо для комнатных цветов- 63 шт.
- Питательный грунт
- Лейки с удлиненным носиком
Ожидаемые результаты для детей:
Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Овладение воспитанниками навыками к основам цветоводства, ландшафтного дизайна, овладения агротехническими приемами выращивания растений.
Сформированы представления о природе родного края.
Оформление «Зеленой стены» в группе из рассады, выращенной детьми и родителями.
Ожидаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную практическую деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста;
Проблемные вопросы:
Для чего нужны растения?
Почему люди стараются украсить место, где живут?
Что нужно сделать, что бы растениям жилось хорошо?
Может ли человек жить без цветов?
Способы размножения комнатных растений.
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения, непосредственная практическая деятельность- выращивание рассады, пересадка растений , оформление зеленой стены и т.д..
Наглядные: иллюстрации, фото, гербарии, коллекции комнатных растений, картины художников, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Этапы реализации проекта:
Первый этап –подготовительный
Подбор материала и худ. литературы
Сбор образцов комнатных растений .
Составление плана мероприятий
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Приобретение необходимого оборудования для комнатных цветов.
Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка).
Второй этап -основной.
Пересадка рассады комнатных цветов для Зеленой стены- фитомодуля.
Изготовление табличек с названием комнатных цветов.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Размножение, рост, развитие растений», «Растения пьют воду», «Может ли растения дышать?», «С водой и без воды», «Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений».
НОД с детьми: «Комнатные растения», Беседа: «Уход за комнатными цветами», «Без растений на земле».
Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок»
Разучивание с детьми стихов о цветах.
Придумывание стихотворений и сказок о комнатных цветах.
Творческая мастерская:- Рисуем:. «Детский сад моей мечты», «Цветок желаний для мамы».«Зеленый островок на подоконнике» (совместное творчество), «Украсим землю цветами» (оформление листовок)
Лепим:«Цветы для девочек» (составление цветочных узоров и изображений из пластилина и теста);«Жизнь бабочек дивных» (создание собственного дизайна цветочного газона).
Аппликация: «Цветы для бабушки» (работа с сухоцветами), «Радуга в горшочке».
Творческие посиделки: педагоги и дети –совместное творчество
Рассматривание иллюстраций и просмотр видеофильмов
Чтение художественной литературы: «Бианки мы любим и помним»;
В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Берестов «Где было пустое место»,
Г.Г.Кученева «От первых цветов до белых снежинок»,В.В. Маяковского «Кем быть?»; В. Лукин «Сами и сама», чтение и разучивание стихов из цикла «Мои зеленые друзья»
16. Рекомендации для родителей: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»; «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях»., «Мой дружок- цветочек» (уход за цветами в домашних условиях), «Цветочные истории» (создание мини-книжки о домашних цветах),«Дочки-цветочки» (изготовление костюма), «Мамины цветы» (фоторепортаж);
17.Участие воспитанников в профильных конкурсах.
Третий этап –заключительный.
Создание картотеки «Домашние растения». Цель: уточнить знания детей о разновидностях домашних растений, представив их во всем многообразии.
Гербарий «Волшебные помощники». Цель: обобщить знания и элементарные представления о полезных свойствах домашних растений ископаемом.
Монтирование и оформление зеленой стены из фитомодулей..
4. Фотоотчет о деятельности участников проектной деятельности в виде презентации;
Для успешного и результативного воплощения проекта в жизнь как каждой группы детского сада, так и образовательного учреждения в целом , кроме рассады комнатных цветов, необходимо следующее оборудование: фитомодуль настенный, лампы дополнительного освещения, кашпо для цветов, грунт, лейки, рассада и т.д.
Список использованной литературы:
Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.
Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду” 2006 год.
А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.
“Мы” - программа экологического воспитания детей 2010 год.
А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.
С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.
В.Г. Кирман «Цветочное оформление в ландшафтном дизайне» Феникс 2014г.
Иллюстрированная энциклопедия растений. М., 2000
Каталог цветов и кустарников. ООО СПК «Агропромышленный дом» 2009 г..
Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение