СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект «Математическое вышивание».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект «Математическое вышивание».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17












Практико-ориентированный проект

«Математическое вышивание».
















Выполнила ученица 7 Б класса

Питаева Арина

Руководитель

Орехова Валентина Леонидовна









2016-2017 учебный год

Содержание


Введение…………………………………………………………………………3

1. Основная часть………………………………………………………………..4

1.1. История математической вышивки

1.2. Математические понятия, используемые в вышивке

1.3. Исследование. Деление окружности на равные части

2. Практическая часть…………………………………………………………...5

2.1. Основные элементы вышивки

2.2. Работы в технике «изонить»

2.3. Мои работы

Заключение………………………………………………………………………6

Литература……………………………………………………………………….7
































Введение

С детства я увлекаюсь рукоделием. Не так давно я увидела работы в стиле «изонить». Ее еще называют нитяная графика, ниточный дизайн, изографика, хордовая вышивка. Мне она очень понравилась. Возник вопрос: почему она называется математической? Я решила познакомиться с теорией этого вида рукоделия и научиться вышивать в технике «изонить».

Что такое "ИЗОНИТЬ"?
У меня бы Вы спросили.
Как нитью по картону шить,
Я б Вам объяснила.
Нужно большое желание,
Бурная фантазия.
Старание, терпение
И хорошее настроение!
И тогда!..
Ромашка расцветёт,
И Жар-птица оживёт.
Ангел крыльями взмахнёт,
И кораблик поплывёт!

Тема: Математическое вышивание

Цель: найти взаимосвязь декоративно - прикладного искусства «изонить» с математикой.

Задачи:

  • Определить основные математические понятия, используемые в вышивании «изонить».

  • Научиться делить окружность на равные части с помощью циркуля и линейки

  • Овладеть техникой «изонить»;

  • Изготовить изделие, используя свой дизайн

  • Провести презентацию своей работы


Гипотеза: если научиться делить окружность на равные части, то можно овладеть техникой «изонить».


Методы исследования:

  • аналитический (анализ литературы);

  • практический.

Объект исследования: вышивание.

Предмет исследования: математическое вышивание.

Основная часть

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, который известен уже более 400 лет. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты.

Основные геометрические понятия, используемые в вышивании изонить:

окружность, центр окружности, радиус, диаметр, хорда, угол.

Чтобы вышить с помощью изонити, нужно разделить окружность на равные части и провести хорды равной длины или на сторонах угла от его вершины отложить одинаковое количество равных отрезков и соединить их попарно в определенной последовательности.


Исследование. Деление окружности на равные части с помощью циркуля.

1. Деление окружности на 4 и 8 равных частей.

В окружности проводим два взаимно-перпендикулярных диаметра. Точки пересечения окружности с диаметрами соединяем хордами, получаем вписанный в окружность квадрат. Окружность разделена на 4 равных части .

Каждую сторону квадрата (хорду) делим пополам с помощью циркуля (или линейки), точку деления соединяем с центром и продолжаем до пересечения с окружностью. Получаем 8 точек, которые делят окружность на 8 равных частей.

Продолжая деление хорд, можно получить 16,32,64… равные части.

2. Деление окружности на 5 и 10 равных частей.

Радиус ВО делим пополам и из точки А проводим окружность радиуса АС. Получаем точки 2 и 3. Затем этим же радиусом проводим окружности с центром в точках 2 и 3, получаем точки 4 и 5. Соединяем точки А,2,3,4,5 хордами.

Если каждую хорду разделить пополам, получим деление на 10 равных частей.

3. Деление окружности на 6 и 12 равных частей.

Чтобы разделить окружность на 6 равных частей, нужно от одной точки окружности отложить радиус 6 раз, сделав засечки на окружности. Точки соединить хордами. Если каждую хорду разделить пополам, мы получим деление окружности на 12 равных частей.

Прием «Угол»

С помощью линейки чертится угол. Его стороны делятся на части. Сами стороны необязательно должны быть равными, но количество дырочек должно совпадать. Над вершиной угла ставится цифра ноль, а прокол на ней не делается. В первый прокол нитку продевают с обратной стороны, а затем угол вышивается по схеме. Выбирается отрезок неравный стороне угла, и нитка продевается каждый раз через определенное количество дырочек.

Прием «Окружность»

С помощью циркуля чертится окружность, она делится на равные части, и в полученных точках выполняются проколы. Особенно важно, чтобы количество проколов было четным. Очень красиво смотрится картина, в которой расстояние между соседними точками маленькое, но начать лучше с 12-14 дырочек.

Иголкой с ниткой узор прошивается по схеме. Нитка продевается в первый прокол с изнаночной стороны. Необходимым условием является то, чтобы выбранное расстояние между двумя соединенными точками (хорда) не равнялось диаметру окружности. Этот метод берется за основу для вышивания квадрата, сердца и любой замкнутой фигуры.

Прием «Дуга».

За основу берется метод окружность. Соединять дырочки нужно через расстояние меньше половины дуги. Чем меньше это расстояние, тем тоньше получается дуга. Если взять среднее значение, то получится аккуратная фигура.























Заключение

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что техникой «изонить» нельзя овладеть без знания математики. Я научилась делить окружность на равные части, овладела техникой «изонить».

Этот вид рукоделия - очень увлекательное занятие, позволяющее вырабатывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус. С его помощью можно выполнить различные композиции и панно, которые, несомненно, станут украшением, как дома, так и школьных кабинетов.


Результаты данной работы можно использовать:

1. на уроках математики в 5 классе при изучении темы «Окружность»;

2. на уроках геометрии в 7- 8 классах;

3. на уроках технологии.
































Литература

1. Атанасян Л.С. «Геометрия, 7-9» М.:Просвещение, 2016г.;

2. Архангельская М. Вышивка по картону. //Школа и производство – 1996г. –

№3 – стр. 58

3. Материалы Интернет сайтов



7