СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Просмотр содержимого документа
«Практикум по биологии»


Практикум

Задания базового уровня.

  1. Какой цифрой обозначено соцветие щиток? Дайте определение данному соцветию. Приведите примеры растений с данным соцветием.

Ответ:________________________

2. В чём заключается отличие корневых волосков от гифов грибов?

1) корневые волоски обладают большей всасывающей поверхностью

2) корневые волоски многоклеточные, а гифы одноклеточные

3) корневые волоски всасывают органические вещества, а гифы — минеральные

4) корневые волоски одноклеточные, а гифы многоклеточные


Ответ:________________________

3. К видоизменённым подземным побегам относят

1) корневища пырея

2) корнеплоды моркови

3) придаточные корни пшеницы

4) корневые отпрыски малины


Ответ:________________________


4. Ученикам предложили отличить луковицу от побегов сирени, липы. На какой признак, присущий только луковице, они должны были указать?

1) наличие укороченного стебля — донца с мясистыми листьями

2) наличие почек, из которых развивается вегетативный побег

3) отсутствие корней

4) содержание органических веществ в клетках


Ответ:________________________

5. Все приведённые ниже названия, кроме двух, характерны для ветроопыляемых растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цветение до распускания листьев.

2) Цветки с сильным ароматом.

3) Пыльца легкая, мелкая, образуется ее много.

4) Рыльца пестиков имеют большую поверхность, часто длинные и ветвистые.

5) Пыльца крупная, съедобная.

6) Растут обычно группами.


Ответ:________________________

6. Известно, что растение омела белая – покрытосеменное, аэробное растение полупаразит. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков омелы белой.

(1) Растение может достигать высоты до 120 см. (2) Листья растения бледно-зеленого цвета, продолговатой формы, отличаются параллельным жилкованием листа. (3) Разветвлениями своих корней она проникает под кору и в древесину дерева-хозяина, образуя в ней многочисленные присоски. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Омела белая – растение двудомное, жизненная форма - кустарник. (6) Цветёт омела белая в марте — апреле; плоды созревают в августе — сентябре

Ответ:________________________

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него

1) тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка

2) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

3) на голове нет усиков

4) на голове одна пара усиков

5) три пары ног

6) четыре пары ног


Ответ:________________________

8. Выберите три правильных ответа из шести. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно

1) внутреннее оплодотворение

2) наружное оплодотворение

3) откладывание яиц в воду

4) размножение на суше

5) развитие с метаморфозом

6) развитие без превращения


Ответ:________________________


9. Какие из приведённых ниже животных относятся к вторичноротым?

 

1) виноградная улитка

2) морская звезда

3) аскарида

4) карась

5) человек

6) дрозофила


Ответ:________________________

10. Выберите из приведённых примеров ароморфозы.

1) Возникновение четырехкамерного сердца у млекопитающих.

2) Возникновение кровеносных сосудов мозга у птиц.

3) Возникновение системы кровоснабжения печени у пресмыкающихся.

4) Возникновение двух кругов кровообращения у земноводных.

5) Возникновение кровеносной системы у кольчатых червей.

6) Возникновение капиллярной системы в жабрах рыб.


Ответ:________________________


11. Виноградная улитка относится к классу брюхоногих моллюсков, дышит атмосферным воздухом, а её тело и раковина отличаются асимметричным строением. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию перечисленных выше признаков, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Виноградная улитка — один из наиболее крупных моллюсков Европы. (2) Тело улитки несегментированное, выпуклое на спинной стороне, закручено спирально и прикрыто раковиной. (3) Раковина улитки состоит из известковых пластиночек. (4) Углекислая известь извлекается моллюском из воды и пищи. (5) Виноградная улитка перемещается по субстрату с помощью ноги с плоской подошвой. (6) Живёт улитка на суше, питается в основном, растительной пищей.

Ответ:________________________

12. Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами.

 

ПРИМЕРЫ ГРИБОВ

ГРУППЫ ГРИБОВ

А) белый гриб

Б) волнушка

В) подосиновик

Г) подберёзовик

Д) шампиньон

Е) сыроежка


Ответ:________________________


1) Трубчатые грибы

2) Пластинчатые грибы

13. Установите последовательность возникновения малярии.

 

1) Разрушение эритроцитов крови

2) Рост и бесполое размножение плазмодия

3) Проникновение плазмодия в печень

4) Проникновение плазмодия в кровь человека

5) Укус комара

6) Проникновение паразита в кишечник комара

7) Половое размножение плазмодия

8) Лихорадка


Ответ:________________________


14. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

 

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК

1) белочная

2) сосудистая

3) сетчатка






Ответ:________________________

А) защита от механических и химических повреждений

Б) снабжение глазного яблока кровью

В) поглощение световых лучей

Г) участие в восприятии света

Д) преобразование раздражения в нервные импульсы




15. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

 

1) центр слюноотделения

2) чувствительный нейрон

3) временная связь

4) зрительный центр

5) слюнные железы

6) рецепторы глаза

7) двигательный нейрон

8) подкорковые образования


Ответ:________________________


16. Рассмотрите рисунок и выполните задания:

1) каким номером на рисунке обозначен органоид, относящийся к цитоскелету клетки?



Ответ:________________________


2) Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) Построены из белка тубулина

Б) Содержат гидролитические ферменты

В) Имеют в своём составе ДНК

Г) Участвуют в синтезе белка

Д) Формируют веретено деления

Е) Состоят из РНК и белка


Ответ:________________________


1) 2

2) 4

3) 9

4) 10

17. Установите последовательность процессов вдоха и выдоха у человека, начиная с повышения концентрации СО2 в крови. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) насыщение кислородом капилляров альвеол

2) повышение концентрации кислорода в тканях и клетках

3) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга

4) расслабление диафрагмы и наружных межрёберных мышц, сокращение внутренних межрёберных мышц

5) сокращение диафрагмы и наружных межрёберных мышц


Ответ:________________________


18. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) ведёт к видообразованию

Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов

В) происходит в популяциях

Г) сопровождается мутационным процессом

Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет)

Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом


Ответ:________________________



1) микроэволюция

2) макроэволюция

19. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРОЦЕССЫ


ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

А) репликация ДНК

Б) образование веретена деления

В) сборка рибосом

Г) расхождение хроматид к полюсам

Д) удвоение центриолей

Е) исчезновение ядерной мембраны


Ответ:________________________



1) интерфаза

2) митоз

20. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.

 

ПРИМЕР

ОСОБЕННОСТЬ

А) предплечье лягушки и курицы

Б) ноги мыши и крылья летучей мыши

В) крылья воробья и крылья саранчи

Г) плавник кита и плавник рака

Д) роющие конечности крота и медведки

Е) волосы человека и шерсть собаки


Ответ:________________________


1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

21. Установите соответствие между процессами обмена веществ и его видом.

 

ПРОЦЕСС

ВИД ОБМЕНА

A) гликолиз

Б) образование 36 молекул АТФ

B) синтез иРНК на ДНК

Г) образование ПВК

Д) синтез белков

Е) расщепление питательных веществ



Ответ:________________________








1) энергетический

2) пластический







22. Определите вероятность проявления (в %) рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа. (Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах)

Ответ:________________________

23. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) изменение числа хромосом

2) добавление нуклеотида в последовательность ДНК

3) замена одного триплета на другой

4) изменение последовательности нуклеотидов в гене

5) перемещение нескольких генов с одной хромосомы на другую


Ответ:________________________


24. Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) спорообразование папоротника

Б) образование гамет хламидомонады

В) образование спор у сфагнума

Г) почкование дрожжей

Д) нерест рыб

1) бесполое

2) половое


Ответ:________________________


25. Примерами ароморфозов являются:

 

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародыш

4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

Ответ:________________________


9