Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Мулдакаево
муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО Согласовано______ Утверждено____ Протокол №____ ЗДУВР Рамазанова Э.Р. директор школы от « » _________2021 Абубакирова Г.А.
«__»______ 2021г
Рабочая программа
по элективному курсу:
Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике
среднего общего образования
в 10 классе на 2021-2022 учебный год
учитель Хадисова Залифа Сафуатовна
Количество часов 34 часа в год, 1 ч в неделю.
Пояснительная записка
Перед школьным математическим образованием стоит двуединая задача: обеспечить достижение каждым выпускником некоторого уровня математической подготовки, без которой невозможно его полноценное функционирование в социуме, и одновременно с этим создать условия для получения высокого, качественного математического образования теми, кто проявляет способности и интерес к математике. Поэтому принципиальным положением организации школьного образования является уровневая дифференциация обучения. Важнейшей целью учителя является развитие интереса к математике. Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по математике” входит в образовательную область “Математика” и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты и практикумов по решению задач. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике осуществляется в течение всего периода их обучения в средней школе. Однако нельзя отрицать, что от целенаправленной подготовки выпускников к этому экзамену на завершающей стадии их обучения зависит очень многое. Периодом такой целенаправленной подготовки выпускников являются 2 последних года обучения. Именно поэтому с целью дополнительной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ на старшей ступени (10- 11 классы) вводится курс «Подготовка к ЕГЭ по математике», рассчитанный на 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час недельной нагрузки).
Настоящая программа написана на основе учебной литературы, универсальных материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ. Ведущими методами обучения являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Срок реализации рабочей программы – два учебных года.
Общая характеристика элективного курса
Цели:
- овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Осваивая общий курс математики, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью каждого ученика. В то же время любой ребенок имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Именно для таких учащихся разработан данный курс. Развитие интереса к математике является важнейшей задачей учителя.
В результате изучения курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» учащиеся должны уметь:
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
- определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- описывать по графику и в некоторых случаях по формуле поведение и свойства функций; - строить графики линейной, квадратичной, тригонометрической, степенной, показательной и логарифмической функций;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и их системы;
- решать рациональные, показательные, логарифмические неравенства и их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- вычислять производные элементарных функций, решать задачи на геометрический и физический смысл производной;
- исследовать функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции;
- решать простейшие комбинаторные задачи и вычислять вероятности событий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Данный курс содержит задачи практического характера, имеющие различную степень трудности, и соответственно способствует наиболее прочному и сознательному усвоению учащимися важнейших вопросов математики. Система практических занятий формирует уверенное владение базовыми умениями, способность к интеграции знаний из различных областей, владение широким набором приемов и способов решения задач и умение математически грамотно записывать эти решения, способность к решению задач, требующих применений знаний в нестандартных ситуациях, умение моделировать ситуацию, находить рациональные пути решения.
Место элективного курса
в учебном плане
. В учебном плане учреждения за счет школьного компонента дополнительно выделено 2 часа. Из них 1 час отводится на изучение учебной программы по математике и 1 час на проведение элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике». Элективный курс по математике в 10-11 классах рассчитан на 68 часов: в 10 –м и 11-м классах по 34 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать:
алгоритмы решения уравнений, неравенств , содержащих переменную под знаком модуля;
способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности;
приёмы рационального счета.
приёмы решения задач на проценты
способы решения текстовых задач
формулы по геометрии
Учащиеся должны уметь:
решать уравнения высших степеней, тригонометрические, показательные, логарифмические , содержащие переменную под знаком модуля;
применять нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем;
решать уравнения с параметром.
Решать неравенства с модулем
Проводить исследование функций
Находить наибольшее и наименьшее значение функции
Проводить преобразование выражений
Применять математические знания при выполнении заданий ЕГЭ
Содержание элективного курса
Действия с дробями. Простейшие текстовые задачи. Размеры и единицы измерения. Чтение графиков и диаграмм. Задачи на квадратной решетке. Задачи на квадратной решетке. Простейшие текстовые задачи. Вычисления и преобразования. Действия со степенями. Преобразования выражений. Линейные, квадратные, кубические уравнения. Иррациональные уравнения
Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Логарифмические уравнения . Начала теории вероятностей. Классическое определение вероятности. Теоремы о вероятностях событий . Многоугольники. Подбор комплекта или комбинации. Выбор варианта из двух возможных. Выбор варианта из трех возможных. Выбор варианта из четырех возможных. Анализ графиков и диаграмм. Треугольники и их элементы. Четырёхугольники и их элементы. Многоугольники. Окружность. Решение неравенств. Числовые промежутки. Анализ утверждений. Цифровая запись числа. Задачи на проценты, сплавы и смеси. Задачи на движение по прямой. Задачи на движение по окружности. Задачи на движение по воде. Задачи на совместную работу.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт |
1 | Действия с дробями | 01.09.21 | | |
2 | Простейшие текстовые задачи | 08.09.21 | | |
3 | Размеры и единицы измерения | 15.09.21 | | |
4 | Чтение графиков и диаграмм | 22.09.21 | | |
5 | Задачи на квадратной решетке | 29.09.21 | | |
6 | Задачи на квадратной решетке | 06.10.21 | | |
7 | Простейшие текстовые задачи | 13.10.21 | | |
8 | Вычисления и преобразования. Действия со степенями | 20.10.21 | | |
9 | Преобразования выражений | 27.10.21 | | |
10 | Линейные, квадратные, кубические уравнения | 10.11.21 | | |
11 | Иррациональные уравнения | 17.11.21 | | |
12 | Показательные уравнения | 24.11.21 | | |
13 | Логарифмические уравнения | 01.12.21 | | |
14 | Логарифмические уравнения | 08.12.21 | | |
15 | Начала теории вероятностей. Классическое определение вероятности | 15.11.21 | | |
16 | Теоремы о вероятностях событий | 22.11.21 | | |
17 | Многоугольники | 29.11.21 | | |
18 | Подбор комплекта или комбинации. Выбор варианта из двух возможных | 19.01.21 | | |
19 | Выбор варианта из трех возможных. Выбор варианта из четырех возможных | 26.01.21 | | |
20 | Анализ графиков и диаграмм | 02.02.22 | | |
21 | Треугольники и их элементы | 09.02.22 | | |
22 | Четырёхугольники и их элементы | 16.02.22 | | |
23 | Многоугольники | 02.03.22 | | |
24 | Многоугольники | 09.03.22 | | |
25 | Окружность | 16.03.22 | | |
26 | Решение неравенств | 23.03.22 | | |
27 | Числовые промежутки | 06.04.21 | | |
28 | Анализ утверждений | 13.04.21 | | |
29 | Цифровая запись числа | 20.04.21 | | |
30 | Задачи на проценты, сплавы и смеси | 27.04.21 | | |
31 | Задачи на движение по прямой | 04.05.21 | | |
32 | Задачи на движение по окружности | 11.05.21 | | |
33 | Задачи на движение по воде | 18.05.21 | | |
34 | Задачи на совместную работу | 25.05.21 | | |