СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по разрешению конфликтов в классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто в классе между учениками возникают конфликты. Учитель должен своевременно отреагировать на это и разрешить конфликтную ситуацию, чтобы предотвратит враждебное поведение учеников. Конфликты надо не только разрешать, но и предотвращать, а поможет в этом практикум по их разрешению.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по разрешению конфликтов в классе.»

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ


В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Старшеклассникам необходимо помочь выжить в современных условиях и разрешение конфликтов в классе наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.

Конфликтные учащиеся наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении юноши и девушки - это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в коррекции их поведения.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), согласно толковому словарю, - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе - это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

Конфликт не должен остаться незамеченным педагогом. Учитель обязан урегулировать его. Но ни в коем случае не подавлять. Педагогу следует помнить три основных положения, разбирая конфликт:

- вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;

- опираться не на интересы сторон, а на справедливость;

- относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон - мягко!

Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Недостаточно внимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Например: «Я против тебя», когда объектом спора является не поведение, а личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в коллективе.

Необходимо научить ребят оценивать конфликты и свое участие и них, вымышленное или реальное. Для этого и проводится подобным практикум.

I этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны про¬ставить балл для каждого варианта.

Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллон после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Возможные ответы:

- мне такое поведение свойственно - 3 балла;

- мне такое поведение свойственно в малой степени - 2 балла;

- мне такое поведение несвойственно - ,1 балл.

Утверждения теста

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окон¬чательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

«А» «Б» «В» «Г» «Д»

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

Разрешение конфликтов в классе

II этап. Обработка результатов теста.

Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» доб¬ротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказы¬ваясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы ста¬раетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

III этап. Обсуждение.

Предлагается обсудить следующие вопросы:

- В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?

- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

- Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

IV этап. Обучение разрешению конфликтов.

Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель пред­лагает ребятам научиться разрешать конфликты.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемле­мого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участ­ников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.