РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ
В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Старшеклассникам необходимо помочь выжить в современных условиях и разрешение конфликтов в классе наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.
Конфликтные учащиеся наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении юноши и девушки - это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в коррекции их поведения.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), согласно толковому словарю, - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Конфликты в классе - это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.
Конфликт не должен остаться незамеченным педагогом. Учитель обязан урегулировать его. Но ни в коем случае не подавлять. Педагогу следует помнить три основных положения, разбирая конфликт:
- вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
- опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
- относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон - мягко!
Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Недостаточно внимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Например: «Я против тебя», когда объектом спора является не поведение, а личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в коллективе.
Необходимо научить ребят оценивать конфликты и свое участие и них, вымышленное или реальное. Для этого и проводится подобным практикум.
I этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны про¬ставить балл для каждого варианта.
Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллон после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно - 3 балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени - 2 балла;
- мне такое поведение несвойственно - ,1 балл.
Утверждения теста
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окон¬чательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Лист ответов
«А» «Б» «В» «Г» «Д»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
Разрешение конфликтов в классе
II этап. Обработка результатов теста.
Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:
«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.
«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» доб¬ротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказы¬ваясь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы ста¬раетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
III этап. Обсуждение.
Предлагается обсудить следующие вопросы:
- В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?
- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
- Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?
IV этап. Обучение разрешению конфликтов.
Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.
Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.