Практикум по читательской грамотности в 11 классе
Цель: формирование у учащихся умений, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.
Задания должны проверять следующие группы читательских умений:
находить и извлекать информацию (3 задания);
интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания);
осмыслять и оценивать содержание и форму текста (2 задания).
Типы заданий:
выбор всех правильных ответов;
задания на сопоставления
задания с развернутым ответом;
задания на исключение неправильных утверждений.
Анализ поэтического текста. 11 класс. Борис Пастернак «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Задания на формирование умения находить и извлекать информацию (3 задания)
1.Обратитесь к тексту стихотворения
Найдите звуковые образы.
(Стук башмачков, треск горящей свечи).
Какие зрительные образы создает Пастернак?
(За окном метель, в комнате темно, на столе свеча, тени на потолке, он и она).
2. Сколько миров в стихотворении? (Два мира)
- Какие это два мира? Расскажите о них. (Внешний – метель. Холодный, белый. Внутренний – уютный, теплый. Свеча)
3.Какой из этих миров больше? Шире? (Тот, который за окном).
- Докажите строками. (мело, мело… пределы)
- Зачем поэт дважды повторяет слово «мело»? (показывает бесконечность метели в пространстве и времени).
Задания на формирование умения интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания):
1.Как соотносятся два мира в стихотворении? Как называется этот художественный прием? (Свеча и метель противостоят друг другу. Антитеза)
2.Что победило в стихотворении «Зимняя ночь»? Маленькая, хрупкая свеча или бескрайняя метель? Давайте ответим на вопрос, сравнив первую и последнюю строфы. Что изменилось? (больше не повторяется слово «мело». Метель ограничена во времени февралем. Рядом со свечей появились слова «И то и дело», утверждающие постоянство свечи).
3.Какова тема стихотворения «Зимняя ночь»? Выберите правильный ответ:
Стихотворение относится :
А. к пейзажной лирике;
Б. к любовной лирике;
В. к философской лирике (взаимодействие природы с любовью)
Задания на формирование умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста (2 задания):
1.Какие средства художественной изобразительности использует поэт?
( Для усиления действий используются повторы, например, мело - мело. Главный прием, используемый автором, – антитеза. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе. В тексте присутствуют олицетворения («слетались тени»), яркие метафоры («жар соблазна»), эпитеты («озаренный потолок»). Стоит отметить использование рефрена «Свеча горела», присутствующего в каждом катрене. Рефрен: «Свеча горела на столе. Свеча горела» звучит как вечное утверждение в том, что чувства не поддаются тлению, и их нельзя ничем сломить. В «Зимней ночи» много повторяющихся фраз и инверсий. Почувствовать домашнее тепло и уют, а также оживить в воображении образы стихотворения читателю помогает аллитерация («м», «л», «с», «в»)
2.Разделите стихотворение на смысловые части. Определите микротему каждой смысловой части.
Стихотворение «Зимняя ночь» можно разделить на 4 смысловые части.
1-я часть – первые три катрена. В них поэт пишет о метели, которая мела «по всей земле во все пределы», которая «лепила на стекле кружки и стрелы». Уже в этой части автор сопоставляет холод и тепло, сравнивая хлопья снега с роем мошкары, которая летит на пламя.
2-я часть – часть «горячая». В двух следующих четверостишиях автор описывает двух влюблённых. Но поэт пишет о них осторожно, неявно, привлекая внимание к их теням, отбрасываемых на потолок.
3-я часть – обобщающая, соединяющая. В последующих двух строфах поэт объединяет то, о чём писал в двух предыдущих частях, создавая нечёткий образ происходящего.
4-я часть – это последняя строфа, которая возвращает читателя к первому четверостишию, замыкая композицию.
3.Сопоставьте первое и последнее четверостишие. Сделайте вывод .
(Повтор. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Победил мир добра, тепла, надежды. Метель ограничена во времени февралем.)
.
3