СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум решения задач по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по биологии» для 10-11 классов.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Практикум решения задач по биологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Житнянская средняя общеобразовательная школа »



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО зам.директора по УВР Директор школы __________ /Фещенко Н.И../ ____________ /Карлинская С.В./ _____________ О.Н.Будина

протокол от 28.08.2018 № 1_ «_29_» __августа__ 2018г Приказ от 31.08.2018 № 52/8












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному предмету

« Практикум решения задач по биологии»


для 10-11 классов










Программу разработала

Будина Ольга Николаевна

учитель биологии

МБОУ «Житнянская СОШ»,

на 2018-2019 учебный год






Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по биологии» для 10-11 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Житнянская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.

Предлагаемая программа расширяет базовый курс общей биологии за 10-11 классы и позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Закон Брянской области от 08 августа 2013 г. № 62-З «Об образовании в Брянской области»

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»

  5. Письмо Министерства России от 07 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6) Основной образовательной программы МБОУ « Житнянская СОШ».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии» В.Н. Семенцовой (Сборник 4 «Элективные курсы. Биология, 10-11 классы». – М. изд. «Дрофа», 2009 г)

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач).

Предлагаемый элективный предмет рассчитан на 1 час в 10 классе и 0,5 часа (17 часов в год) в 11 классе

Цели курса

  1. Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.

  2. На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.

  3. Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы».

  4. Помочь учащимся выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям.

  5. Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.

  6. Поддержать и развить умения учащихся сосредоточиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.

Задачи курса:

-формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;

-формирование обобщенного знания материала;

-формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции ;

- формирование интеллектуальных умений;

-организация познавательной деятельности учащихся.

-развитие биологической интуиции, выработка определенной техники выполнения экзаменационной работы.



Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала используются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. У 15–17-летних подростков ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Этот возраст определяется как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности, определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

С учетом выше изложенного можно использовать такие методы обучения:

• метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;

• метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;

• исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы» и навыка оформления экзаменационной работы.

Тематическое распределение количества часов

п/п


Разделы,

темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

10 класс

11 класс

1

Введение

3

1

1

2

Биология – наука о живой природе

8

8


3

Клетка как биологическая система

11

11


4

Организм как биологическая система

9

9


5

Многообразие организмов

9

4

3

6

Человек и его здоровье

8


3

7

Надорганизменные системы

8


3

8

Экосистемы и присущие им закономерности

9


5

9

Итоговое занятие

3

1

2


ИТОГО:

68

34

17







































Содержание изучаемого курса.

10 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

  1. Введение – 1 час

Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С.

  1. Биология – наука о живой природе – 8 часов

Общебиологические закономерности. Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад ученых в развитии знаний о живой природе. Промежуточное тестирование. Уровни организации живой материи. Основные свойства живых систем.

  1. Клетка как биологическая система – 11 часов

Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Углеводы, белки, липиды – основные свойства, строение, функции. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Мембранные органоиды клеток. Клетки прокариот. Метаболизм клетки. Промежуточное тестирование. Клеточные технологии. Неклеточные формы жизни.

  1. Организм как биологическая система – 9 часов

Размножение организмов (митоз, мейоз). Общие закономерности онтогенеза. Развитие организмов. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. Составление родословной.

  1. Многообразие организмов – 4 часа

Основные систематические категории. Характеристика Царства Бактерий, Растений. Роль в природе и жизни человека. Характеристика Царства Грибы.

9. Итоговое занятие – 1 час

Итоговое тестирование



























Тематическое планирование 10 класс



Тема занятия

Количество часов

Введение. Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С.

1

2

Общебиологические закономерности.


1

3

Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

1

4

Вклад ученых в развитии знаний о живой природе.


1

5

Промежуточное тестирование.


1

6

Уровни организации живой материи.


1

7

Основные свойства живых систем.


1

8

Основные свойства живых систем.


1

9

Общебиологические закономерности.


1

10

Химический состав клетки. Неорганические вещества.


1

11

Химический состав клетки. Органические вещества.


1

12

Нуклеиновые кислоты.


1

13

Белки – основные свойства, строение, функции.


1

14

Углеводы – основные свойства, строение, функции.


1

15

Липиды – основные свойства, строение, функции.


1

16

Структурно-функциональная организация эукариотических клеток.

1

17

Мембранные органоиды клеток.


1

18

Клетки прокариот. Неклеточные формы жизни.


1

19

Метаболизм клетки.


1

20

Клеточные технологии.


1

21

Размножение организмов. Митоз.


1

22

Размножение организмов. Мейоз.


1

23

Общие закономерности онтогенеза.


1

24

Развитие организмов.


1

25

Закономерности наследственности.


1

26

Закономерности изменчивости.


1

27

Решение задач на моногибридное скрещивание.


1

28

Решение задач на дигибридное скрещивание.


1

29

Составление родословной. Подведение итогов.


1

30

Основные систематические категории.


1

31

Характеристика Царства Бактерии. Роль в природе и жизни человека.

1

32

Характеристика Царства Грибы. Роль в природе и жизни человека.

1

33

Характеристика Царства Растений. Роль в природе и жизни человека.

1

34

Итоговое тестирование. Подведение итогов.


1





























































11 класс

(0,5 часа в неделю, 17 часов в год)

  1. Введение – 1 часа

Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование.

  1. Многообразие организмов – 3 часов

Характеристика Царства Животные. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных. Использование организмов в биотехнологии.

  1. Человек и его здоровье – 3 часов

Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Правила личной и общественной гигиены.

  1. Надорганизменные системы – 3 часов

Эволюция органического мира. Промежуточное тестирование. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы, направления и результат эволюции. Вид, его критерии. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Химическая и биологическая эволюция.

  1. Экосистемы и присущие им закономерности - 5 часов

Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Состав и свойства биогеоценозов. Экологические факторы. Биологические факторы среды. Промежуточное тестирование. Смена биоценозов. Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере). Круговорот веществ в природе.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.





























Тематическое планирование 11 класс



Тема занятия

Количество часов

1


Введение. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование.


1

2

Характеристика Царства Животные.

Роль животных в природе и жизни человека.


1

3

Эволюция животных.


1

4

Использование организмов в биотехнологии.


1

5

Место человека в системе органического мира.

Гипотезы происхождения человека.

Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).

1

6

Системы органов.

Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии.


1

7

Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.

1

8

Эволюция органического мира. Химическая и биологическая эволюция. Синтетическая теория эволюции.


1

9

Движущие силы эволюции. Направления и результат эволюции.




1

10

Вид, его критерии. Современные представления о возникновении жизни на Земле.


1

11

Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Состав и свойства биогеоценозов.


1

12

Экологические факторы среды.


1

13

Смена биоценозов.


1

14

Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере).

1

15

Круговорот веществ в природе.


1

16-17

Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.

2

















































Учебно – методическое обеспечение программы.



Для учителя

1.Атраментова Л.А. и др. Генетика человека в школьном разделе общей биологии // Биология в школе. – 1993. - № 5.

2. Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков // Биология в школе. – 1991. - № 2.

3. Асланян М.М. От гена к геномике // Биология в школе. – 2003. - № 6.

4. Баев А.А. Таинственный язык наследственности // Биология в школе. – 1993. - № 5

5. Захаров В.Б. Введение в генетику: история развития // Биология в школе. – 2003. - № 5, 2003, № 9-12

6. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс: учебное электронное издание

7. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание

Для учащихся

1. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

2. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В.. Биология для абитуриентов. – Минск: Юнипресс, 2011

3. Калинова Г.С. и др. ЕГЭ по биологии. 11 класс: учебное пособие. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

3. Лернер Г.И., Биология: репетитор. – М.:экмо, 2010.

3. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание