Урок- практикум в 10 классе по подготовке к ЕГЭ (слайд 1)
Цель: повторить материал на правописание одной и двух букв –н в словах разных частей речи; отрабатывать навыки постановки знаков препинания при вводных словах, обособленных членах предложения; уметь определять тропы и стилистические фигуры (слайд 3)
Ход урока
1.Орг момент
2.Словарный диктант (задание А8) (У доски работают два ученика «Кто грамотнее?»)
Инициатива, экспрессивный, фрагментарный, грамотность, инцидент, абориген, непромокаемый, диаграмма, непреклонный, безыдейный, сверхъестественный, реставрация, иллюстрация, прорастать.
-Назовите слова с чередующимися гласными в корне, объясните написание.
3. Объяснительный диктант
Объяснить написание одной и двух букв –н (задание А14)
Блинная мука; некошеный луг; полуденная жара; гружённый яблоками вагон; фрукты сорваны; шерстяные носки; стеклянная дверь; сырокопчёная колбаса; плетённая дедом корзина; маринованные грибы; утиный крик; растрёпанные волосы; выученный урок; ветреный день; искренне раскаиваться.
4. Найти грамматические ошибки, записать в исправленном виде, объяснить написание (задание А6)
Палец с мозолем (с мозолью – ж.р.); сожалел о пятьсот рублях (пятистах); рисунок более красивее (более красивый или красивее); свыше восемьдесят пяти килограмм (восьмидесяти килограммов); опытные тренера (тренеры); ляжьте на пол (лягте); молодые шофера (шофёры); до двухтысяч шестого года (две тысячи шестого года);несколько осетинов (осетин), ихние родители (их).
5. Пунктуационная работа (слайд 4 )
Расставьте знаки препинания, графически обозначьте обособленные члены предложения (задание А16,17)
1)Обширна эта необжитая тайга не уменьшающаяся год от года; там стоят никем не рубле(н,нн)ые леса в которых бродят лоси и свистят рябчики никогда не видевшие человека.
2) Гора Талая до самой вершины заросшая молодым сосняком вся точно вспыхивала при каждом грозовом всполохе и можно было рассмотреть даже выделявшиеся на светлом фоне ветви деревьев.
3) Познакомившись с «Письмами о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва и проанализировав их я пожалуй все чаще стала задумываться о смысле человеческой жизни.
6. Физминутка (слайд 5)
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Подтянуть голову к локтям, не сопротивляясь, растягивать осторожно шейный отдел позвоночника. Тянуть 10-15 секунд.
7. Работа с тропами и стилистическими фигурами (слайд 6) (задание А24)
1) Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, потому что и сегодня кому-то хочется большой войны.
2) Особая услада жизни – одаривать родных своей нежностью. Любовью. И милосердием.
3) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
4) Суетная жизнь, мелкие страсти остались в другом месте, в другом свете, в другой жизни.
5) И луга, и горы, и леса, и болота дарят людям тысячи разнообразных растений.
6) Ну, скушай же тарелочку, мой милый!
7) Необходимо черпать знания из книг.
Дополнительные задания:
-Поставьте ударение в выделенных словах.
-Найдите слово с чередующимися гласными в корне, объясните написание.
-Найдите обращение.
8. Итоги
Тест (слайд) (задание А14)
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьются волны, вдали на рейде стоят корабли с убра(2)ыми парусами, а на тёмном небосклоне мерцает серебря(3)ый диск луны.
9. Д.з Подготовиться к зачёту по теме «Тропы и стилистические фигуры» (А24)