СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила написания ЭССЕ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила написания Эссе по оществознанию (задание 29) с примерами и клише

Просмотр содержимого документа
«Правила написания ЭССЕ по обществознанию»

Критерии оценки ЭССЕ по обществознанию:

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ВЫСКАЗЫВАНИЯ (если в данном критерии 0 баллов – за остальные тоже 0 баллов)

1

Теоретическое содержание (обьяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений) (если в данном критерии 0 баллов, за следующий критерий тоже 0 баллов)

2

Теоретическое содержание мини-сочинения (наличие и корректность выводов и рассуждений)

1

Качество проводимых социальных факторов и примеров
(Могут использоваться факты общественной жизни в том числе по сообщениям СМИ, личного социального опыта, включая книги и кинофильмы, материалы учебников истории, географии и др.)

2

Максимальный балл: (ИЛИ 9 баллов в %)

6



Структура эссе:

  1. Цитата

  2. Проблема поднятая автором, ее актуальность (не обязательно)

  3. Смысл высказывания

  4. Собственная точка зрения

  5. Аргументация на теоретическом уровне

  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений

  7. Вывод

Не забываем оформлять абзацы!

  1.  Выбор высказывания 

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что 

• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; 

• чётко понимаете смысл высказывания; 

• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); 

• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны чётко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); 

• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. 

  1. Проблема и актуальность. (Используем клише, актуальность – почему в современном мире это важно/не важно)

  2. Смысл (не повторяем дословно цитату, используем клише)

  3. Собственное мнение (лучше всего согласиться с автором, опровергаем только в том случае, если 100% уверены в аргументации, используем клише)

  4. Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. 
    Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 
    1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 
    2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: 
    а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; 
    б) обращение к личному опыту. (лучше всего использовать СМИ, история, литература)

    6. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы: 
    1. Подтверждают ли они моё мнение? 
    2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 
    3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 
    4. Убедительны ли они? 
    Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

  5. Пишем вывод – в одном – двух предложениях основные идеи аргументов и подводим итог рассуждений. Не цитируем цитату!



Дополнительным плюсом будет являться указание:

• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); 

• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; 

• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; 

• указания на альтернативные варианты решения проблемы.

АДЕКВАТНЫЙ РАЗМЕР ЭССЕ! Меньше воды – больше сути!





















Основные клише для написания ЭССЕ


НОМЕР ЗАДАНИЯ/Цитата

Смысл

высказывания

  1. В своем высказывании автор имел в виду, что …

  2. Автор хотел донести до нас мысль о том, что…

  3. Смысл данного высказывания состоит в том, что …

  4. Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …


Актуальность

  1. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

  2. Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...


Собственная позиция

  1. «Я согласен с автором в том, что...»

  2. «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

  3. «Автор был прав, утверждая, что...»

  4. «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

  5. «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

Многоаспектность высказывания

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…

  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

  5. Стоит отметить, что

Теоретический уровень аргументации

  1. Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

  2. Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

  3. В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

  4. Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…

  5. Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

  6. В курсе обществознания (экономики, социологии…) …


Эмпирический уровень аргументации

  1. Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

  2. Обратимся к примерам из истории…

  3. Что говорят нам факты общественной жизни…

  4. Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают (подтверждают) мысль автора…

  5. Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…

  6. Множество примеров из нашей жизни подтверждает (опровергает) мысль автора…

  7. Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

  8. Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном


Вывод

  1. Таким образом…

  2. В заключение можно сделать вывод, что…

  3. Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

  4. На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…
















Разберем на примере:

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

Текст эссе

Комментарий

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Автор в своем высказывании затрагивает идею роли семьи, её важности в жизни человека. Эта идея остается актуальной в наши дни.

Смысл данного высказывания в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы


Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.


Из курса обществознания нам известно, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.


Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки — подумайте, какие).


Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.


Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.


Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.


Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.


Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья - это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Итого: 1-1-1-1

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

4 балла







Политология: «Революции — варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)


В своём высказывании Жан Жорес утверждает,что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве. Я согласна с высказыванием автора, ведь, действительно, революция ведёт к коренным переменам ,связанным с агрессивной деятельностью и направленным на насильственное изменение общественного строя.


Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.


Необходимо заметить,что прогресс-это поступательные движения общества от низшего к высшему ,от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит позитивным изменениям в обществе. А под революцией понимается коренной переворот в жизни общества ,который приводит к новому общественному и политическому строю и установлению новой власти.Революция сопровождается огромными жертвами,насилием и разрухой во всех сферах жизни общества.


Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.


Аргументируя данную точку зрениях , стоит упомянуть революцию 1917г в России,которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень ,гражданская война унесла миллионы невинных людей ,привнесла голод и разруху.


Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.


Вторым аргументом хотелось бы привести Евромайдан на Украине. Его положительными результатами стала смена правительства ,а также подписание соглашения ассоциации с Евросоюзом. Но средства для достижения были крайне жестоки,поэтому к итогам массовых акций протестов относятся кровопролитные столкновения, огромное количество пострадавших мирных жителей и миллионы беженцев.


Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине — это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.

Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.


Таким образом,подводя итог вышеизложенному,можно сделать вывод о что автор был прав,утверждая о том ,что революция -это способ прогресса ,движения к лучшему ,но совершаемое варварскими методами,т.е с применением силы.


Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.




Итог: 1-1-1-0=3 балла




















«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).


Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.


Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.


Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.



Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).


В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.


Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.


В завершении хочу сказать, что школа - это не место, где воспитывают успешного и великого человека, это место, где формируется гармоничный индивидуум.


Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.


Итог: 1-1-0-0=2 балла













































Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).


В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод , нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти.Я согласна с мнением автора.В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функциидемократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.


Комментарий эксперта: Хорошо.


Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства:политическую ,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия,создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.



Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!


Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основныме проявления взаимотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обраная связь между этими сбъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственныйй аппарат – систему гос органов, учреждений и организаций ,при помощи которых осуществляются права человка. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни:граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы , потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя


Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.


Итого- 1-2-1-2= 6 баллов