СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Александра II. Реформы 60 -70 -х гг. ХIХ в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России;

Просмотр содержимого документа
«Правление Александра II. Реформы 60 -70 -х гг. ХIХ в.»

Правление Александра II . Реформы 60 -70 -х гг. Х I Х  в.

Правление Александра II .

Реформы 60 -70 -х гг. Х I Х в.

1818 -1881 гг. – годы жизни Александра II , сына Николая I . 1855 -1881 гг. - правление Александра II . 26 августа 1856 г. – коронация Александра II . Коронование Александра II

1818 -1881 гг. – годы жизни Александра II , сына Николая I .

1855 -1881 гг. - правление Александра II .

26 августа 1856 г. – коронация Александра II .

Коронование Александра II

 Миропомазание - одно из христианских таинств в православной церкви , через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Таинство заключается в том, что священник крестообразно смазывает лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги человека особым ароматным маслом (миро), с помощью которого передается божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека духа святого. Тимм В.Ф. Миропомазание императора Александра II .

Миропомазание - одно из христианских таинств в православной церкви , через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Таинство заключается в том, что священник крестообразно смазывает лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги человека особым ароматным маслом (миро), с помощью которого передается божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека духа святого.

Тимм В.Ф. Миропомазание императора Александра II .

Мария Александровна (1824 -1880) –урожденная принцесса Максимилиана - Вильгельмина - Августа - София – Гессен – Дармштадтская.  Супруга Александра II (с 1841 г.).  Мать императора Александра III . Дети Александра II и Марии Александровны: Александра, Николай, Александр, Владимир, Алексей, Мария, Сергей, Павел. Императрица Мария Александровна. 1857 г.

Мария Александровна (1824 -1880) –урожденная принцесса Максимилиана - Вильгельмина - Августа - София – Гессен – Дармштадтская.

Супруга Александра II (с 1841 г.).

Мать императора Александра III .

Дети Александра II и Марии Александровны: Александра, Николай, Александр, Владимир, Алексей, Мария, Сергей, Павел.

Императрица Мария Александровна.

1857 г.

Сверчков Н.Е. Катание в коляске Александра II с детьми.

Сверчков Н.Е. Катание в коляске Александра II с детьми.

 Княжна Екатерина Долгорукая, с которой в 1880 г. Александр II заключил морганатический брак. Вторая жена Александра II , от которой он имел четверо детей.

Княжна Екатерина Долгорукая, с которой в 1880 г. Александр II заключил морганатический брак. Вторая жена Александра II , от которой он имел четверо детей.

 «Сдаю тебе команду не в порядке», - умирая, сказал сыну Николай I . Как вы понимаете эту фразу?  Почему правление Александра II назвали «Эпохой Освобождения», «Эпохой великих реформ»?  Какие реформы были необходимы в середине Х I Х века для дальнейшего развития России?
  • «Сдаю тебе команду не в порядке», - умирая, сказал сыну Николай I . Как вы понимаете эту фразу?
  • Почему правление Александра II назвали «Эпохой Освобождения», «Эпохой великих реформ»?
  • Какие реформы были необходимы в середине Х I Х века для дальнейшего развития России?
 В марте 1856 г. Александр II , выступая перед московским дворянством, сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Объясните смысл сказанного Александром II .  Какие факторы сыграли главную роль в отмене крепостного права?  Почему Александр II , отменяя крепостничество, смог пойти наперекор интересам помещиков?
  • В марте 1856 г. Александр II , выступая перед московским дворянством, сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Объясните смысл сказанного Александром II .
  • Какие факторы сыграли главную роль в отмене крепостного права?
  • Почему Александр II , отменяя крепостничество, смог пойти наперекор интересам помещиков?
Аграрная реформа (1861) Наказание крепостного батогами Н.В. Невраев. Торг. 1866 г. Сбор недоимок

Аграрная реформа (1861)

Наказание крепостного батогами

Н.В. Невраев. Торг. 1866 г.

Сбор недоимок

Кто был сторонником и противником отмены крепостного права? Сторонники отмены крепостного права В.И. Назимов. М.П. Погодин Великий князь Константин Николаевич, брат Александра II . Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, дяди Александра I . А.И. Герцен Н.А. Милютин
  • Кто был сторонником и противником отмены крепостного права?

Сторонники отмены крепостного права

В.И. Назимов.

М.П. Погодин

Великий князь Константин Николаевич, брат Александра II .

Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, дяди Александра I .

А.И. Герцен

Н.А. Милютин

Н.А. Милютин, лидер Редакционных комиссий. Авторы аграрной реформы Министр внутренних дел С.С. Ланской

Н.А. Милютин, лидер Редакционных комиссий.

Авторы аграрной реформы

Министр внутренних дел С.С. Ланской

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр II объявляет крестьянам дарованную свободу. Б.М. Кустодиев. Манифест об освобождении крестьян .

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Александр II объявляет крестьянам дарованную свободу.

Б.М. Кустодиев. Манифест об освобождении крестьян .

« Временнообязанные крестьяне» - крестьяне, которые продолжали работать на помещика до перехода на выкуп.

« Временнообязанные крестьяне» - крестьяне, которые продолжали работать на помещика до перехода на выкуп.

Основные черты реформы 1861 г. Прогрессивные  буржуазные черты Феодальные черты крепостнические пережитки)

Основные черты реформы 1861 г.

Прогрессивные

буржуазные черты

Феодальные черты крепостнические пережитки)

Крестьянские волнения были отмечены в 1877 г. в 11 губерниях, в 1880 г. в 34 губерниях. Какие процессы в пореформенной деревне вскрывают эти факты?  Отвечали ли условия отмены крепостного права чаяниям, надеждам крестьян?  В.И. Ленин: «1861 год породил 1905 год». На чем основывался вывод В.И. Ленина?   Восстание крестьян в селе Бездна .1861 г.
  • Крестьянские волнения были отмечены в 1877 г. в 11 губерниях, в 1880 г. в 34 губерниях. Какие процессы в пореформенной деревне вскрывают эти факты?
  • Отвечали ли условия отмены крепостного права чаяниям, надеждам крестьян?
  • В.И. Ленин: «1861 год породил 1905 год». На чем основывался вывод В.И. Ленина?

Восстание крестьян в селе Бездна .1861 г.

Значение и последствия крестьянской реформы 1861 г. Освобождение 22 млн. крестьян от крепостной зависимости.  Социальное расслоение крестьян (кулаки, середняки, батраки).  Создание условий для развития капитализма.  Сохранение феодальных пережитков.  Малоземелье крестьян  Рост крестьянских восстаний  Сергей Коровин. На миру. 1893 г.

Значение и последствия крестьянской реформы

1861 г.

  • Освобождение 22 млн. крестьян от крепостной зависимости.
  • Социальное расслоение крестьян (кулаки, середняки, батраки).
  • Создание условий для развития капитализма.
  • Сохранение феодальных пережитков.
  • Малоземелье крестьян
  • Рост крестьянских восстаний

Сергей Коровин. На миру. 1893 г.

Автор реформы – Петр Александрович Валуев

Автор реформы –

Петр Александрович Валуев

Земская реформа. Земства – выборные всесословные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы), которые ведали местными делами в уездах и губерниях. Введены в 34 губерниях Европейской  России.  Как вы понимаете выражение: «Земство – кусочек конституции»?  Один из современников писал: земства «похожи на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может». Прокомментируйте это высказывание. Губернии Уезды Волости Бежецкая земская управа

Земская реформа.

Земства – выборные всесословные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы), которые ведали местными делами в уездах и губерниях. Введены в 34 губерниях Европейской России.

  • Как вы понимаете выражение: «Земство – кусочек конституции»?
  • Один из современников писал: земства «похожи на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может». Прокомментируйте это высказывание.

Губернии

Уезды

Волости

Бежецкая земская управа

Мясоедов. Земство обедает

Мясоедов. Земство обедает

Земская столовая Н. Загорский. У земской больницы.

Земская столовая

Н. Загорский. У земской больницы.

Автор реформы – Сергей Иванович Зарудный

Автор реформы –

Сергей Иванович Зарудный

Ф.Н. Плевако А.И. Урусов Присяжные заседатели – представители общества в суде, привлекаемые по жребию. Суд присяжных критиковали М.Н. Катков, А.Ф. Кони. Почему введение судов присяжных вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе?  Определите положительные и отрицательные стороны введения в России суда присяжных.

Ф.Н. Плевако

А.И. Урусов

Присяжные заседатели – представители общества в суде, привлекаемые по жребию.

  • Суд присяжных критиковали М.Н. Катков, А.Ф. Кони. Почему введение судов присяжных вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе?
  • Определите положительные и отрицательные стороны введения в России суда присяжных.
М.И. Зощенко. Волостной суд.

М.И. Зощенко. Волостной суд.

Автор реформы – военный министр Д.А. Милютин (1816 -1912) Каковы причины проведения военной реформы?  Почему современники называли введение всеобщей воинской повинности «19 февраля 1861 г. в русской армии» ?  В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военную реформу?

Автор реформы – военный министр Д.А. Милютин (1816 -1912)

  • Каковы причины проведения военной реформы?
  • Почему современники называли введение всеобщей воинской повинности «19 февраля 1861 г. в русской армии» ?
  • В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военную реформу?
Хайрем Бердан, американский полковник  Мосин С.И. Берданка Винтовка Мосина

Хайрем Бердан, американский полковник

Мосин С.И.

Берданка

Винтовка Мосина

Военные гимназии, училища Александровское военное училище на параде. 1863. Александровское военное училище

Военные гимназии, училища

Александровское военное училище на параде. 1863.

Александровское военное училище

Реформа в образовании:  Университетский устав 1863 г. :  - автономия университетов  - выборность ректора, деканов, профессоров  - университетский совет  Гимназический устав 1864 г.  - равенство в образовании всех сословий и  вероисповеданий  - учреждение двух типов гимназий: классических и  реальных  Возникновение средней и высшей школы для женщин  Положение о начальных училищах 1864 г. (народные  школы вверены совместному ведению государства,  общества – земств и городов, церкви)

Реформа в образовании:

  • Университетский устав 1863 г. :

- автономия университетов

- выборность ректора, деканов, профессоров

- университетский совет

  • Гимназический устав 1864 г.

- равенство в образовании всех сословий и

вероисповеданий

- учреждение двух типов гимназий: классических и

реальных

  • Возникновение средней и высшей школы для женщин
  • Положение о начальных училищах 1864 г. (народные

школы вверены совместному ведению государства,

общества – земств и городов, церкви)

Реформа в образовании (1863 -1864) Женские гимназии  Императрица Мария Александровна руководила женскими учебными заведениями.  При её содействии были основаны первые женские гимназии, женские епархиальные училища, рукодельные школы для девочек, расширена сеть женских институтов. Автор реформы – А.В. Головнин.

Реформа в образовании (1863 -1864)

Женские гимназии

Императрица Мария Александровна руководила женскими учебными заведениями.

При её содействии были основаны первые женские гимназии, женские епархиальные училища, рукодельные школы для девочек, расширена сеть женских институтов.

Автор реформы –

А.В. Головнин.

Мужские гимназии

Мужские гимназии

Высшие женские курсы Высшие женские курсы (бестужевские) в Петербурге. Слушательницы курсов

Высшие женские курсы

Высшие женские курсы (бестужевские) в Петербурге.

Слушательницы курсов

Памятник Александру II освободителю в Москве. 2005 г.

Памятник Александру II освободителю в Москве. 2005 г.

 Реформы изменили облик России  Реформы способствовали утверждению капиталистических отношений в экономике, социальных отношениях, отчасти в политической жизни страны.
  • Реформы изменили облик России
  • Реформы способствовали утверждению капиталистических отношений в экономике, социальных отношениях, отчасти в политической жизни страны.