Тема: Правописание не с глаголами» 5 класс
Цели:
Лингвистический компонент.
( Знать правило написания не с глаголами. )
Языковой компонент.
( Верно писать слова с данной орфограммой. )
Речевой компонент.
( Учиться определять правильность выбора орфограммы
на слух. Употреблять слова с данной орфограммой в речи.
Словарная работа
З…леный, д…ван, л…нивый, к…нфета
-Как вы считаете, что изучает орфоэпия?
-Как вы думаете, что изучает орфография?
-Прочитайте слова, соблюдая нормы орфоэпии.
-Прочитайте слова, соблюдая нормы орфографии.
-Когда вы читали, были ли расхождения между нормами
орфоэпии и орфографии?_
-Как вы считаете, какой вывод можно сделать?
Что нужно знать, чтобы правильно записать слово?
-В какой части слова находится орфограмма?
-Объясните правописание этих корней, через
толкование слова ближнеродственными.
З…леный - зелень, пишем в корне букву Е.
Д…ван – словарное слово.
Л…нивый – тот, который ленится, пишем в корне букву Е.
К…нфета – словарное слово
НОВАЯ ТЕМА
Сегодня мы с вами вспомним правописание НЕ с глаголами.
Для этого послушайте грамматическую сказку и запомните, о чем в ней говорится.
СИЛА ЛЮБВИ
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.
Трудной и печальной была эта любовь.
Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» - и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и частица НЕ жить друг без друга не могут.
Ребята, кто у нас внимательный,кто может сформулировать правило? Как пишется не с глаголами?
Откройте стр20,упр43
Читаю правило.Объясняю правописание.
-Сейчас мы с вами будем выполнять упражнение №143, для того чтобы верно писать слова с данной орфограммой.
Прочитайте задание к упражнению. Всем понятно?
Первая строчка выполняется с комментированием у доски, все остальное за доской.
При выполнении упражнений используйте алгоритм действий.
Алгоритм действия.
Правописания не с глаголами
РАЗДЕЛЬНО | СЛИТНО |
В слове НЕ ЛЮБЛЮ НЕ пишется раздельно, так как НЕ с глаголами пишется раздельно. | В слове НЕНАВИЖУ НЕ пишется слитно,так как слово не употребляется без «не». |
А сейчас, повернитесь друг к другу по 4 человека и расскажите правило.
Теперь мы будем учиться определять правильность выбора орфограммы на слух.
Я прочитаю вам текст, а вы должны определить слова с орфограммой. Сначала внимательно прослушайте весь текст и подумайте, в каком стиле речи он написан, какова основная мысль текста?
Мой друг никогда не говорит плохо или насмешливо об отсутствующих. Если нужно, он выскажет свое мнение о человеке ему в лицо, но не станет критиковать за спиной. А если ему нужно посекретничать со мной, он отложит разговор до тех пор, пока мы не останемся вдвоем, но никогда не будет шептать мне что-то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счет и будут негодовать.
-Как вы думаете, в каком стиле написан текст
-Как вы считаете, какова основная мысль текста?
-Как можно озаглавить этот текст?
-Теперь я буду читать по 1 предложению,а вы записываете слова , с изучаемой орфограммой ,в тетрадь.
Проверка с комментированием (один человек читает, остальные проверяют в тетрадях.)
-У кого нет ошибок? Одна ошибка? Две ошибки?(оцениваем)
Самоконтроль
Не был,ненавидеть, не выучить, негодовать, не хотеть,не знать, не сделать. невзлюбить
ЧИТАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ 1 человек.
-Как вы считаете, как пишется НЕ с глаголами?
У кого нет ошибок? Одна ошибка? Две ошибки? (оцениваем)
-Кто понял, как пишется не с глаголам? Кому было сложно? Кто не знает как писать не с глаголами?
А теперь мы составим текст на тему: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В АВТОБУСЕ»,используя (не с глаголами).
Заходить в автобус нужно спокойно, нельзя торопиться. Не разрешается мусорить, баловаться.
Нельзя громко говорить и отвлекать шофера.Плохо поступают те, кто спешит при выходе из автобуса
и толкает других. Автобус можно обходить только сзади.Не хочется думать о том, что среди нас есть такие ребята,которые не понимают важности правил поведения в транспорте.
Несдобровать этим нерадивым ученикам от водителя и сопровождающего учителя.
Итог урока :
- Что нового вы узнали на уроке?
-У кого есть вопросы?
Выставить отметки за урок.
Домашнее задание.Составьте текст «Правила поведения на уроке».