Повторение теории. Ребята, а как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы) Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Что такое основа? Часть слова без окончания. Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов. - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика) - Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование) Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы) Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов). Сегодняшний урок мы проведем в стиле одной очень известной и популярной сказки «Алиса в Стране чудес». Кто-нибудь знает автора этого произведения? (английский математик и поэт Чарльз Лютвидж Доджонс под псевдонимом Льюис Керролл, книга была издана в 1865 году.) Словарь. Артист кино (киноартист), новая стройка (новостройка), бывший в прошлом году (прошлогодний), Древняя Русь (древнерусский), относящийся к железной дороге (железнодорожный), падение листьев (листопад), человек, пишущий басни (баснописец), клуб веселых и находчивых (КВН). Какие слова у вас получились? (слайд) Почему они относятся к сложным? Каким способом они образуются? - Молодцы, ребята. Итог по теме «Словообразование». Итог по теме «Словообразование» ФИ_________________________________________ 1._________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ Возьмите карточки в руки, подпишите их. Ваша задача записать все способы словообразования. У вас есть 2 минуты. Сдайте карточки с последних парт. Проверим. (Слайд) Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде сложные существительные (слайд) Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель. – Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли? – Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис). Над какой темой будем сегодня работать? (Тема «Правописание сложных и сложносокращенных слов») Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему? Задача поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании. Теперь можем приступить к работе. |