СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание сложных и сложносокращенных слов.»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 83. Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Тип: повторение.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления учащихся с основными способами образования слов, а так же закрепления умения определять способы образования слов и развития навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Планируемые результаты:

Предметные:характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные:проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой.

Ресурсы урока: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok_perekhod_iz_odnoi_chasti_rechi_v_druguiu?ysclid=lbjjlsop2e995407423

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть перед собой внимательных, активных, находчивых, дружелюбных учеников.



Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение теории.

Ребята, а как называются  части, на которые делятся слова? (Морфемы)

Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Что такое основа? Часть слова без окончания.

Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

                             

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)


- Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование)


Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы)


Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов).


Сегодняшний урок мы проведем в стиле одной очень известной и популярной сказки «Алиса в Стране чудес».

Кто-нибудь знает автора этого произведения? (английский математик и поэт Чарльз Лютвидж Доджонс под псевдонимом Льюис Керролл, книга была издана в 1865 году.)


Словарь.

Артист кино (киноартист), новая стройка (новостройка), бывший в прошлом году (прошлогодний), Древняя Русь (древнерусский), относящийся к железной дороге (железнодорожный), падение листьев (листопад), человек, пишущий басни (баснописец), клуб веселых и находчивых (КВН).


Какие слова у вас получились? (слайд)

Почему они относятся к сложным?

Каким способом они образуются?


- Молодцы, ребята.


Итог по теме «Словообразование».


Итог по теме «Словообразование»

ФИ_________________________________________

1._________________________________________

2. _________________________________________

3. _________________________________________

4. _________________________________________

5. _________________________________________

6. _________________________________________
















Возьмите карточки в руки, подпишите их. Ваша задача записать все способы словообразования. У вас есть 2 минуты.


Сдайте карточки с последних парт.


Проверим. (Слайд)


Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде сложные существительные (слайд)

Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель.

– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?

– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис).

Над какой темой будем сегодня работать?

(Тема «Правописание сложных и сложносокращенных слов»)

Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?

Задача поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Теперь можем приступить к работе.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного написания, в другой дефисного написания сложных существительных, наша задача разобраться в ней и привести примеры для закрепления наших знаний.

Их будем подбирать из слов на слайде.

Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? (пример: мор-е-плав-а-тель)

Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (пример: с-бер-банк)

Как пишутся слова с иноязычными элементами?

(примеры: зоомагазин, биология)


Как пишутся названия промежуточных сторон света?

(примеры: юго-запад, северо-восток)

Как пишутся географические названия?

(примеры: Санкт-Петербург)

Как пишутся существительные с первой частью –пол-?

(примеры: пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина, в остальных случаях слитно, пример: полстакана).

Как пишутся сложные существительные, образованные от целых, отдельно употребляющихся существительных?

(пример: инфузория-туфелька, плащ-палатка)

Как пишутся слова с иноязычными элементами винце-, экс-, поп-, веб и др?

(пример: веб-страница)


Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты)


Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Упр. 1. Объяснить правописание, используя таблицу.

(Земле)делец, (северо)восток, (фото)снимок, (мото)гонки, Ростов(на)Дону, (веб)страница, (мед)сестра, (языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза

Упр. 2. Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание”.

Секундомер, самолёт, русско-английский, пол-яблока, тёмно-зелёный, железнодорожный, светловолосая, телефон, водопад, зубопротезный, ярко-желтый, рукопожатие, шахматно-шашечный, труднодоступный, полчаса, полдня, (земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.


Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия




Итог.

-Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

(1)повторить морфемы и морфемный разбор слова

(2)вспомнить способы словообразования и словообразовательный разбор

- Удалось нам их реализовать?

- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного? ( Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово)

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

Рефлексия.

Я знаю…

Я умею…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

  1. учить правила; 2) карточка: упр. 139.

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений














2