1.Орг. момент Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм. | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Мы проверим все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Все готовы – что ж тогда, Начинать урок пора! -А начнём мы с чистописания. (Слежу за осанкой) Откроем свои тетради и каллиграфически правильно запишем число. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. (слайд 2) Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа |
3.Постановка учебной проблемы Цель этапа: -понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение -сформулировать образовательную цель урока. | Создание мотивации. Дидактическая игра “Составь слова”. Слова: лес, лед, изба, дед, гора, нора, чай, фокус. Суффиксы: ок, ок, ушк, ушк, к, к, ник, ник, ик, ик, ек, ек. – Составить новые слова. Был лес огромным, стал – лесок; Лед на реке был, стал – ледок; В лесу на курьих ножках – избушка; Я деда ласково зову – дедушка; Была гора, а стала – горка; Была нора, а стала – норка; Чтоб чай налить, беру я – чайник; В цирке фокусы покажет – фокусник. Получились новые слова: лесок, ледок, избушка, дедушка, горка, норка, чайник, фокусник. – Какие суффиксы остались? Дать новые корни и предложить продолжить составление слов, но уже самостоятельно. Даны корни: Ключ… Замоч… Проверяем, что получилось: ключек и ключик, замочек и замочик. – Почему по – разному? А вы знаете как правильно? -Сформулируйте тему урока (слайд 4) -Итак, чему мы научимся сегодня на уроке? Поставим цели, используя слова-помощники: -Узнаем….. -Научимся … -Закрепим…(слайд 5) ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА | На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы. Можно сопровождать работу словами, направляя детей. Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс. ек, ик 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Точно не знаем, но можем узнать. Учащиеся формулируют тему Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока когда пишется суффикс –ек, -ик правильно писать слова с этими суффиксами свои знания и умения Смотрят мультфильм. |
4. «Открытие» учащимися нового знания (составление алгоритма) Цель этапа: -познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов. | 1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков», когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. (слайд 6) Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами. (Если дети затрудняются в сравнении, можно задать наводящие вопросы) - Сравните пары слов. - Что заметили? - Во втором столбике что? - Выделите суффикс в первом столбике. - Что можно сказать об орфограмме? Карточка №1 Сравни пары слов Есть арбузик – нет арбузика Есть чулочек – нет чулочка (Дети работают в паре, учитель у доски) 2) – А теперь, давайте, составим алгоритм проверки безударного гласного в суффиксах -ик-, -ек-. (слайд 7) 1.Изменим форму слова (нет). 2. Смотрим на гласную в суффиксе. 3. Если сохранилась, то пишем - ик. Если исчезла, то пишем - ек. 3)-Теперь можно сформулировать правила правописания: - суффикс –ек пишется …(слайд 8) - суффикс –ик пишется ….(слайд 9) 4)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд 10) 5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. 6) -Как же проверить верность наших выводов? Где? Работа с учебником (слайд 11) Теперь мы сможем помочь Вите? Какие суффиксы нужно вставить? Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. | Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу. Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила : -если при изменении формы слова гласная исчезает. -если при изменении формы слова гласная остаётся. Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик» Прочитать правило в учебнике. Правило-стр.125 Работа со словом «замочек» |
6. Первичное закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа Цель: - подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний; -установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию. | Предлагаю вам поработать в парах. Открываем учебник на стр. 126 упр.243 Выбрать, какой суффикс -ек-, или –ик- нужно добавить. (Два слова разбираем вместе, остальные – самостоятельно. Все время опираться на алгоритм) Проверка. Доказать свой выбор. - У вас на партах лежат сигнальные карточки, с их помощью мы проверим, какие суффиксы вы вставили. -Какое правило использовали при написании и проверке слов? | Учащиеся списывают с учебника слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово. Показывают сигнальные карточки с верным суффиксом. |