СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая викторина

Нажмите, чтобы узнать подробности

А знаешь ли ты закон?...

Просмотр содержимого документа
«Правовая викторина»

«Я и закон»

(правовая викторина)

Цель: формирование правовой культуры, законопослушного поведения воспитанников.

Задачи:

1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;

2. предупредить совершение воспитанниками противоправных поступков и деяний.

Оборудование: таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.

Организация игры: учащихся делят на три команды.

ХОД ИГРЫ:

  1. Вступительное слово ведущего:

Ведущий: Добрый день участники и гости нашей викторины. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем мы и соблюдаем ли мы законы. А поможет нам в этом правовая викторина.

Цель:  формирование правосознания, правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних.

  1. Конкурс «Представление команд».

В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.

  1. Конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.

  1. Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)

  2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

  1. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии  их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята   12 декабря 1993 г.)

  2.  Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)

  3. Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)

  1. Назовите виды юридической ответственности.  (Дисциплинарная, административная,  уголовная) 

  2. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)

  3. С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)

           10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)

        11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)

        12. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки

     

  1. Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Карточки с заданием (описание ситуации):

  1. Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого  со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

     В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские  (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

  1. Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб  был возмещён  практически полностью  (отсрочка исполнения наказания)2.

  2. Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами  (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.

  1. Конкурс  «Знаете ли вы закон?»    

Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание  не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

-- Ученик разбил стекло  (Административная)

--  Гражданин купил сознательно ворованную вещь  (Уголовная)

-- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)

-- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)

-- Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)

-- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)

-- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)

--  Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)

-- Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)

-- Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)

  1. Конкурс «Юридическая консультация».

           Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание – 5 минут. Наивысший балл- 5.

  1. 17-летний  Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?  

    (Свой ответ пояснить).

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается  без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

  1. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

    (Свой ответ пояснить).

(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

  1.  13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали  в  парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?

     (Свой ответ пояснить).

((Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.  Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).

            Ведущий: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:

- права человека

- юридическая ответственность человека: административная, уголовная

- Конвенция о правах ребёнка

- Конституция РФ

- Уголовный Кодекс

- право.

Подведение итогов игры.