Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская школа Марьинского района»
праздник
Азбуки
Подготовила: Яворская Л.А.
учитель начальных классов

Цель и задачи: в занимательной форме обобщить знания о буквах, звуках , умение составлять слова из слогов, предложения из слов, умение читать; развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, воображение, память, сообразительность детей, умение работать в коллективе ; воспитать любовь к родному языку, чувство взаимопомощи.
Оборудование: музыкальный материал:
Песня "Дорогою добра"».
Красивая мелодия (на выход Двойки)
Минусовка песни «Дружба с букварём», автор Гульнара Азаматова-Бас
Минусовка песни Людмилы Мельниковой «Расстаёмся с букварём».
.Муз.из к/ф «3 орешка для Золушки»
Оформление: дипломы, буквы, цифры, костюм Азбуки, костюм двойки, эмблема «Люблю Азбуку от А до Я!»
Под музыку "Дорогою добра" дети занимают свои места.
Учитель. Дорогие гости, милые первоклассники! Сегодня у нас праздник. Сегодня мы поиграем в игру «Любовь с первого взгляда». Любовь - прекрасное чувство! Любить можно маму, животное, книгу. Если любишь маму, ее хочется поцеловать. Если любишь животное, его хочется погладить. А если любишь книгу, то ее хочется читать и перечитывать. Итак, речь пойдет о любви с первого взгляда к книге, к нашему первому учебнику - азбуке, и о любви к чтению.
В.1.Внимание! Внимание!
В.2.Здравствуйте, уважаемые зрители,
В.1.Детишки, педагоги и родители!
В.2.Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
В.1.Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
Вместе:Но самый главный - первый класс!
1 класс, 1 класс пригласил на праздник вас.
В.2..Сегодня в школе праздник!
И всем гостям мы рады!
Вместе: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
1.Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
2.Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко ... В чем секрет?
3.Дочитали эту книгу мы ещё вчера.
А сегодня день прощанья…
Вместе: Праздник АЗБУКИ.
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей !
ПЕСНЯ
НЕЗНАЙКА. Здравствуйте, ребята! Что это у вас тут происходит? Зачем вы здесь собрались?
Здравствуй, Незнайка! У нас здесь праздник – все ребята научились читать и прочитали Азбуку ( показывает).
НЕЗНАЙКА. Ох, и толстая книжка! Наверное, вы ее лет 5 читали?
Нет, что ты! Ребята прочитали ее всего за полгода.
НЕЗНАЙКА. Ну да?! Так ведь они же ничего не поняли и не запомнили. Вот я. Сколько меня учили, а толку никакого.
Да нет! Ребята у нас многое знают и умеют. Хочешь посмотреть, чему мы научились? Тогда садись, смотри и слушай.
4. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки…
В каждом слове слышим звуки.
5. Они бывают разные:
Гласные, согласные,
Звонкие, глухие.
Вот они какие!
6. Мягкие и твердые
Долгие и нет.
Вот какой секрет!
7. Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА- и ША, а вместе «МАША»
К нам явились на урок.
8.Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
ТЫ- и –КВА, а вместе ТЫКВА
СО- и –ВА,итак СОВА.
9. Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
10.Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку просить:
Прочти, пожалуйста. Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо ждать. Не надо звать.
А можно взять и прочитать!
Учитель: - Кто из вас читает самостоятельно, без помощи бабушек и
Дедушек, мам и пап?
- Какие знаки помогают вам читать с остановками, тихо и громко,
восхищаться и задавать вопросы.
- Правильно, знаки препинания.
С.Я.Маршак « Знаки препинания»
Инсценировка
( Дети надевают таблички с изображением знаков препинания)
Автор: У последней точки, на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак,
Никогда он не молчит, оглушительно кричит. Восклицательный знак: - УРА! КАРАУЛ! РАЗБОЙ! ДОЛОЙ!
Автор: Притащился кривоногий вопросительный знак
Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак: - КТО? КОГО? ОТКУДА? КАК?
Автор: Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Запятые: - Мы особы занятые, не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой: - Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой!
Автор: Отозвалась с той же строчки
Тетя Точка с запятой.
Двоеточие: - Нет, постой ! Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу
За порядком я слежу!
Автор: Вопросительный знак удивился:
Вопросительный знак: - ТО ЕСТЬ КАК?
Восклицательный знак возмутился:
Восклицательный знак: - ТО ЕСТЬ КАК!
Точка: - Так,
Автор: Сказала Точка, Точка – одиночка,
Точка: - Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее Вас!
Учитель: - Вот видите, какое огромное значение имеют знаки препинания, и
как важно обращать на них внимание при чтении.
Учитель: - Праздник давно начался, а самой главной гостьи, Азбуки, нет.
Давайте позовем ее.
Хором: АЗ-БУ-КА! АЗ-БУ-КА! АЗ-БУ-КА! ! Мы ждем тебя!
НЕЗНАЙКА. Ничего у вас не выйдет! Не умеете вы звать. Надо стучать ногами, орать и свистеть, что есть сил. Сейчас покажу.
Не надо. Мы сами её позовем Азбука, азбука. Звучит музыка.
Мальчик – Ура! Уже идет.
В класс медленно заходит двойка
Двойка.
Я прелестна всем на диво!
Так изогнута красиво.
Украшаю я дневник
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше двойки нет отметки!
Без меня вам нельзя.
Все лентяи мне друзья.
Лежебок, нерях люблю я.
А прилежных не терплю я.
Если хотите со мною дружить,
Как можно больше двоек нужно получить.
Здравствуйте, ребята! Случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня пригласить вы, конечно, забыли.
Мальчик- Вот так дела? Ребята, Двойка нам нужна?
Дети –Нет.
Девочка -Отправляйся в обратный путь, а сюда дорогу забудь.
Двойка. Ах, вот вы как! Хорошо, я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас, милые детки, найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны?
Девочка - Нет среди нас таких. У нас дети любят учиться.
Двойка- Ладно ухожу, но я еще вернусь и тогдаааа…
Песня
Ребята , праздник продолжается , а азбуки нет. Давайте позовем ещё раз , но по-другому. Пусть буквы составят слово, а мы его прочитаем.
А З Б У К А
Под музыку, танцуя, входит Азбука.
1.Муз.из к/ф «3 орешка для Золушки»
А вот и я мои друзья!
Рада вам, рада вам очень я!
Приятно слышать
Добрые слова о себе!
А где же мои помощники-буквы?
Незнайка. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебник. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Азбука. Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я. Гласные есть?
Гласные. Здесь!
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Азбука Согласные есть?
Согласные. Здесь!
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука Согласные найдите свои пары!
(б- п, в- ф, г- к, д - т, з -с, ж - ш)
А вы почему не в парах?
Буквы Н,Р, Л, Й, М- а мы только звонкие!
Буквы Ч, Ш, Щ,Ц- мы только глухие.
Буквы, которые не имеют звуков есть?
Здесь!
Буквы, которые не обозначают звуков есть? Здесь.
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт» И в слове «дождь».
Хором:
-Перекличку провели.
-Ай, да мы!
НЕЗНАЙКА. Ох, сколько букв! И все вы их знаете?
Песня 33 родных сестрицы
Сценка «Про букву Я»
На сцену выходят буквы Впереди буква Я.
Азбука: Буква Я, а ты тут как очутилась?
Ведь ты в алфавите самая последняя!
Буква Я: Да Я, Да Я, Да Я!
Азбука: Всем известно: Буква Я в азбуке последняя,
А известно ли кому- отчего и почему?
Неизвестно?
Дети: Неизвестно!
Интересно?
Дети: Интересно!
Азбука: Ну так слушайте рассказ!
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили не тужили, потому, что все дружили.
Где никто не ссорится там и дело спорится.
Только раз все дело встало из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Буква Я: Я – сказала буква Я –главная, заглавная!
Я хочу чтобы повсюду впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду, быть желаю на виду!
Буква Ф: Футы-нуты фыркнул ЭФ от обиды покраснев.
Буква В: ВЭ кричит _Воображало
Буква П: Проворчало П: Попробуй, потолкуй с такой особой!
Буква Я: Я затопала ногами:
Не хочу дружить я с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Азбука: Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А: Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку-
Правда стало быть твоя!
Буква Я: Что-бы Я да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Азбука: : Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела только: Я_ Я _ Я_ Я!
Буква Х: Как зальется буква ХА:ХА_ХА_ХА_ХА!
Буква О: О от смеха покатилась.
Буква А: А за голову схватилась.
Буква Б: Б схватилась за живот….
Азбука: Буква Я сперва крепилась, а потом как заревет.
Буква Я: Я, ребята виновата!
Признаю свою вину.
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буква Ю: Что ж, решил весь алфавит, если хочет –
Пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что, все мы вместе.
Азбука: : Буква Я всегда была, всем и каждому мила,
и, советую друзья помнить место буквы Я!.
Азбука.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он -
Дети (хором). Алфавит.
Ученик 1.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
Но для тебя они – ключи
Ко всем чудесным книжкам.
Ученик 2.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Ученик 3.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Дети. «Мы любим азбуку от А до Я!»
Азбука. Вы признаетесь мне в любви?
Дети. Да!
Ученица. Мы очень любим тебя, азбука! Разреши пригласить тебя на вальс. (Танцуют вальс.)
Азбука. Ну что ж, пришла пора расстаться, осталось только попрощаться и вручить вам дипломы. Ой, а где же они?
Двойка( из- за угла) – Хи-хи-хи, хо-хо-хо. Не поздравит вас никто.
Мальчик – Двойка, ну ты чего? Это нечестно. Мы учились, мы старались. Правда, ребята?
Двойка Скажи волшебное слово.
Дети Пожалуйста, отдай наши дипломы.
-Вот ваши дипломы! Берите, гордитесь. Передает Азбуке
Азбука – Ребята, посмотрите! Случилось чудо! Наша двойка…. Превратилась в пятерку.
Как красива цифра пять!
Будем мы ее писать.
Полукруг мы нарисуем,
Палку, хвостик подрисуем.
Мальчик- Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру... (пять).
Девочка -Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать
Пятерка
-Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять)
Учитель: - Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки. (вручение Дипломов)
- Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Уч. Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
Уч. Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
Уч. С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
Уч.С первого взгляда эта любовь,
С первого взгляда - навечно.
Сколько б ни встретилось
Книжек нам вновь,
Азбуку будем помнить мы вечно.
Уч. Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Азбука: Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись вам без меня.
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли мы научиться
Книжки все читать скорей.
Я – учитель. Я- помощник.
Первая ступень в пути,
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!
Дети: Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на Земле!