СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Тема: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Цели:

1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об обобщающих словах при однородных членах предложения.

2. Обобщить и углубить знания о постановке знаков препинания между обобщающим словом и однородными членами предложения.

3. Развивать умение, находить обобщающие слова при однородных членах и ставить знаки препинания между ними.

Задачи:

1. Образовательные:

  • совершенствование навыков пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами;

2. Развивающие:

  • развитие аналитического мышления;

  • формирование и совершенствование речи учащихся;

  • развитие пунктуационной и орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию культуры речи учащихся;

  • учить внимательному прочтению языкового материала.

Тип урока: комбинированный.

4. Использованные технологии:

  • ИКТ.

Планируемый результат:

учащиеся должны знать:

  • что такое обобщающие слова;

учащиеся должны уметь:

  • ставить знаки препинания при обобщающих словах.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • презентация Power Point к занятию;

  • учебно-методический комплект по русскому языку для 8-го класса:1)учебник «Русский язык»(авторы Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Изд.2-ое.-М.:Баллас,2006),2)Методические рекомендации для учителя

  • (авторы Е.В Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.А. Исаева.-М.:Баллас,2006)

Ход урока (45 минут)

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Языковая разминка. Задание на развитие лингвистического чутья (слайд №1,2,3)

Найдите ошибки в употреблении однородных членов.
Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
Духота целый день – это предвестник грозы, грома и сильного дождя.

В чем заключ.ошибка в употр.однор.членов?
(среди однор.чл.встреч.слова с широким и узким значением,которые логически неоднородны)

Из ряда слов выберите слова, обозначающие более широкие родовые понятия.

Щука, карась, ёрш, рыба, окунь.

Запятая, двоеточие, точка, тире, знаки препинания, скобки, кавычки.

К видовым понятиям подберите обобщающие.

Стул, стол, скамья…-

Карандаш, резинка, линейка…-

-Как называются слова с более широким,общим значением,а с более узким значением.(обобщающие и видовые)
3.) Устный опрос с элементами проверки д/з упр.зоо. Игровой момент: «Учитель-ученик» (к доске выходят два ученика – «учитель» и ученик. «Учитель» задает ученику вопросы по пройденной теме и наоборот).

4. Введение в тему. Определение темы по схеме. (учитель рисует на доске схему предложения с обобщающим словом и однородными членами, по схеме ученики определяют и формулируют тему урока).
ʘ:O,O,O.

5. Запись темы. (слайд №4).

а) Цели урока.(формулируют ученики)

б) работа в группах (слайд №5).

Прочитайте предложения.

Птичьи голоса слышались в поле, в роще, у реки.
Птичьи голоса слышались всюду: в поле, в роще, у реки.

В поле, в роще, у реки – всюду слышались птичьи голоса.
Всюду: в поле, в роще, у реки – слышались птичьи голоса.

Вопросы:

-Что общего у этих предложений?

-Какое из предложений отличается?

-В чем его особенность?

-Какие еще версии?

-Что интересного вы заметили в этих предложениях?

-А почему в последних двух предл. 2 знака: двоеточие и тире?

-Составьте схемы этих предложений.

а) формулировка правила учениками и сравнение с учебником (с.216-217).

6. Закрепление темы.

-Как вы поняли материал?

-Какое условие является основным для выбора знака между обобщ. словом и однородн членами.

а)Упр.302(устно)-умение предвидеть на слух смысловые отрезки.

б) Слайд №6. Тест. Графич. анализ предложения.(работа в парах)


Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (Тургенев И.)

2) Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг. (Паустовский К.)

3) Ландыши уже созрели - меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды. (Паустовский К.)

4) Мещёра - остаток лесного океана. (Паустовский К.)

в) Слайд №7. Задание на скорость.

Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

г) Слайд №8. Тест.

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).

д)Задание на развитие речи

Составлениепредложений(тире,двоеточие,комбинация знаков).(Слабые ученики находят предложения в учебнике)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает все страх усталость волнения.


7.Итоги.Ключевые слова.

-Задайте вопросы по теме.


8. Рефлексия.Самоанализ.




9.Домашнее задание:упр.308,выучить правило на с.216-217.