Пояснительная записка
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает:
-преемственность в достижении новых образовательных результатов;
-преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования;
-преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Данный этап образования (конец 4-го года обучения, 5-й год обучения), как и первый этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Экспериментальная исследованиями показано, что;
А) возможно строить обучение детей 10-15 лет, не порождая типичных трудностей, вызываемых традиционно организованным переходом из начальной в среднюю школу (в мотивации, дисциплине).
Б) наложение одного кризиса на другой (возрастного кризиса на кризис перехода к новому типу образовательного процесса) усиливает
Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника;
- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основной образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.
В связи с этим возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
-совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей – предметников в среднем звене;
-работа с учащимися;
-работа с родителями.
Переход учащихся из начального в среднее звено образовательного учреждения – одна из наиболее сложных педагогических учреждения – одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-ом классе – один их труднейших периодов школьного обучения. Этот период характеризуется снижением интереса детей к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда – недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Процент детей, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям, достаточно высок. Трудности обусловлены:
-сменой обстановки;
-увеличением учебной нагрузки;
-изменением режима дня;
-отличием систем и форм обучения;
-различием требований со стороны учителей-предметников;
-изменением стиля общения между педагогами и детьми.
Часто 5-классники не могут понять, какие требования обязательны для выполнения, так как они по-разному предъявляются учителями-предметниками. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.
Основные задачи переходного этапа образования:
Создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебные инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
Помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
Создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
Не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
Планируемый результат решения поставленных задач:
Проживание критического возраста без дополнительных серьезных стрессов, негативных явлений, вызванных наложением одного кризиса на другой;
Появление предпосылок для индивидуализации учебной деятельности.
Для решения поставленных задач предлагается организовать работу педагогического коллектива по следующим трем основным направлениям:
1). Поиск новых, переходных форм и содержания учебного процесса;
2). Поиск новых организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы;
3). Поиск новых педагогических позиций из которых взрослый может конкретизировать общие задачи переходного этапа образования применительно к отдельным классам и ученикам и искать средства их решения.
Данная программа способствует более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения в период перехода выпускников начальной школы в среднее звено.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации выпускников начальной школы при переходе их на вторую ступень обучения.
Задачи программы:
Создать в ОУ образовательную среду, способствующую сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей;
Обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство требований к их усвоению;
Обеспечить общие подходы к формированию у учащихся УУД, преемственность в их развитии;
Повышать учебную мотивацию через организацию собственной познавательной активности учащихся.
Направления работы:
Совместная работа МО учителей начальной школы и учителей предметников в среднем звене.
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Повышение педагогической культуры семьи, формирование ее педагогического сознания.
Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?
В нашей школе, в течение нескольких лет, педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. За годы работы сложились определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов. В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок. Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение года посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно проводятся мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники, учителя начальных классов и родители находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Родительские собрания в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации. Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.