«Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС»
Учитель – логопед
Еременко Марина Юрьевна
Цель преемственности в работе учителей - логопедов детского сада и школы – это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3-х до 10 лет.
Преемственность в работе учителей - логопедов детского сада и школы является двусторонним процессом. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой – школа-преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Поэтому важно выстроить комплексный подход в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.
Взаимосвязь и преемственность между звеньями логопедических служб
*речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
* от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи в обучении в целом.
*развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает
*своевременное выявление речевых нарушений и проведение коррекционной работы, дает возможность не допустить их перехода на последующие этапы обучения.
Существование взаимосвязи и преемственности между звеньями логопедических служб существует бесспорно.
Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры, не зависимо от возрастного периода развития ребенка.
Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи в обучении в целом, как в ДОУ, так и в школе.
В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольной образовательной организации и в школе.
В-четвертых, необходимо своевременно выявлять эти нарушения и проводить коррекционную работу, это даст возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения .
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
сада
Проблема 1: Двухстороннее понятие термина «преемственность»
В рамках реализации нашего проекта мы определили ряд проблем на пути построения преемственности в работе дошкольного и школьного логопедов. Первое, что мы выявили, что понимание «преемственности» с позиции школы и с точки зрения детского логопеда несколько расхожи. Зачитать? Но каждого из них беспокоит период адаптации к школе детей — логопатов. Без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь делает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.
Проблема 2
Индивидуализация и дифференциация
логопедического сопровождения
Чаще всего необходимость логопедической поддержки выявляется лишь на начальном пути обучения в школе, но есть выпускники логопедических пунктов, которым требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Поэтому для учителя-логопеда начальных классов важно владеть информацией о проведенной логопедической коррекционной работе с ребенком до поступления в школу.
Проблема 3
Преемственность программ
Целостность образовательной среды должна быть обеспечена преемственностью целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ и программ коррекционного сопровождения на всем пути развития ребенка.
Проблема 4
Профилактика и раннее выявление нарушений речи
Так же важно понимать, что только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Проблема 5
Единые требования к ведению документации логопедов
В функциональные обязанности учителя-логопеда входит ведение необходимой документации. Ее оформление является одним из существенных показателей профессионализма. Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.) Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время. Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок было бы удобно, если в разках преемственности логопед ДОУ и учитель-логопед знали некоторые общие варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, поддерживая их единство, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогло бы логопедом обоих сторон повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.
Проблема 6
Построение связи «Логопед и родители»
Следующий момент в преемственности работ логопедов ДОУ и начальной школы на наш взгляд должна быть взаимосвязь с семьей и родителями . Родители не всегда готовы заметить отклонения в речевом развитии ребенка, принять существующие проблемы, а при осознании проблемы, не знают как помочь ребенку, к кому обратиться за помощью. Родителям необходима системная квалифицированная помощь, повышение их компетенции в вопросах речевого развития на всех этапах развития ребенка.
Таким образом мы выделили проблемы в рамках нашего проекта
- Проблема 1: Двухстороннее понятие термина «преемственность»
- Проблема 2: Индивидуализация и дифференциация
- Проблема 3: Преемственность программ
- Проблема 4: Профилактика и раннее выявление нарушений речи
- Проблема 5: Единые требования к ведению документации логопедов
- Проблема 6: Построение связи «Логопед и родители»
- Проблема . . .
Таким образом в рамках нашего проекта мы выделили ряд проблем построения преемственности между работой логопеда детского сада и школьного логопеда. Я думаю, что вам, дорогие коллеги, эти проблемы знакомы. Возможно вы в свою очередь готовы назвать еще ряд, с которыми вы сталкивались в своей работе. Поэтому последний пункт на слайде обозначен многоточием.