Тема выступления: "Преподавание уроков историко-обществоведческого цикла в условиях дистанционного обучения: использование современных образовательных технологий. (Из опыта работы)"
Сегодня, в новых реалиях пандемии, дистанционное онлайн-обучение – не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни с быстро растущим числом вовлеченных пользователей. Коронавирус потребовал массовой цифровой трансформации населения мира, его адаптации к жизни в онлайн. Это же произошло и в системе образования, меньше пострадавшем по сравнению с другими сферами нашего общества и показавшем даже определенный рост социальной значимости учительского труда. Пандемия коронавируса ускорила развитие современного общества в направлении повсеместного проникновения сетевых технологий, изменивших все стороны человеческой деятельности, в том числе и систему образования. Сетевые технологии создали новую, быстро меняющуюся социокультурную среду жизни человека, в которой множество участников взаимодействуют между собой посредством огромного количества устройств, в том числе с «умным» функционалом, технологий и сервисов, где «цифра» из новых возможностей превратилась в новую среду обитания человека. Развитие цифровых инструментов социального взаимодействия привело к серьезным изменениям высших психических процессов человека (память, мышление, внимание и пр.). Сегодня мы видим, что сетевые технологии и психика человека эволюционируют в тесной взаимосвязи, существенно меняя личность человека, формируя , так называемую, сетевую личность.
Прогнозы на ближайшее будущее таковы, что речь идет об освоении многомерных образовательных пространств, сочетающих обычную и виртуальную реальность. Формируется новая социокультурная среда, которая носит конвергентный, смешанный онлайн/офлайн характер. Виртуальное и реальное пространство взаимодополняют и обогащают друг друга. Эта среда естественна, понятна и привлекательна для молодежи , мотивирует к разнообразной деятельности, инновациям и взаимодействию. Она, естественно, требует иной организации образовательного процесса, отражающего особенности сетевой среды обитания. То есть , нам. учителям , становится ясным, что дистанционные технологии никуда не уйдут из нашей жизни, а займут важное место в образовательной деятельности. Онлайн-возможности полноценно встроились в систему образования. Недалеко то время, а точнее – оно уже наступило, когда мы будем учиться в онлайне так же, как делаем покупки в интернет-магазине. При этом, такая компетенция как – умение учиться (учить себя) – самоорганизация и саморефлексия – не громкая фраза экспертов, а важнейшая реальность и острая необходимость формирования сетевой личности.
Мы уже можем делать первые выводы из уроков всеобщей «удалёнки», перевода всей системы образования на работу в дистанционном формате.
Главный вывод в том, что, несмотря на очевидную неготовность системы образования страны в целом к всеобщему переходу в онлайн, первая волна в период пандемии пройдена успешно, обеспечив, прежде всего, низкий уровень заболеваемости коронавирусом у педагогов и обучающихся. Каковы же образовательные итоги первых опытов ДО?..
Из опыта работы( мысли вслух):
Дистанционное образование поначалу привлекло большинство учащихся своей новизной. Ребята активно включились в учебный процесс, при этом некоторые восприняли учебу как шуточную игру. Но дальше потребовались такие качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека, и здесь уже стала необходимой помощь родителей. В ходе бесед в групповом чате с родителями приходилось акцентировать внимание именно на организацию самостоятельного учебного процесса учащихся. Нужно отметить, что, после преодоления трудного первого этапа адаптации, ребята включились в каждодневный учебный процесс. При этом, произошла дифференциация учащихся не сколько по знаниям, а сколько по умению самостоятельно организовать учебный процесс. Интересен факт, что многие учащиеся, которые сумели четко организовать свое образовательное пространство, стали даже больше стараться и у них усилилась мотивация к учебе, поднялась самооценка и они стали лучше учиться, Надеюсь увидеть сохранение хорошей мотивации к учебе теперь в традиционной системе. Хотелось бы отметить, что в новых условиях, учащиеся среднего, а, также, нередко, и старшего звена, нуждаются в помощи родителей другого плана( в отличие от родителей начальной школы, которым необходимо непосредственно включаться в учебный процесс), а, именно, воспитать в ребенке самостоятельность, при этом, не вмешиваться в учебный процесс. Об этом я планирую побеседовать с родителями на родительском собрании, исходя из опыта ДО.
В ходе своей работы я, уверена, также как и все коллеги, использовала различные возможности ДО, тем не менее, ощущаю необходимость в том, чтобы продолжить обучаться работе с различными образовательными платформами. Уверена, каждому из вас, а не только мне, есть чем поделиться своим опытом ДО. Одной из интересных своих находок в море образовательных платформ на данный момент считаю использование образовательной платформы РЭШ( Российская электронная школа). Данная платформа для меня лично стала большой помощью в ходе ДО. Работа в этой системе, как выяснилось, стала интересной и многим учащихся. Первоначально учащиеся моих классов были зарегистрированы и их учетные записи привязаны к моей. Этот процесс оказался нелегким для тех учащихся, которые имеют слабую информационную и компьютерную грамотность. На следующем этапе, когда учащиеся стали выполнять задания различного уровня сложности, выявилась интересная ситуация: те, кто умел быть внимательным при просмотре и прослушивании видеолекции, получали высокие оценки при выполнении заданий. При этом, у детей всегда была возможность заново изучить самостоятельно материал и заново выполнить задания, то есть улучшить свою оценку. Я выставляла лучшую оценку по данной теме, когда попытки уже не предпринимались детьми. время выполнения было досточным -несколько дней. Использование РЭШ я планирую продолжить в своей работе в традиционной системе, Но здесь важно учитывать меру: задания требуют времени и усилий для выполнения.
В ходе работы я также использовала скайп для проведения онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ, ZOOM для проведения онлайн-уроков. В процессе ДО все время приходилось учиться и самой в поисках наиболее оптимальных способов обучения и получения объективных результатов. одной их таких находок стало проведение онлайн-тестов,которые проводились во время самого урока в течении 5-7 минут. Результаты отправлялись учащимися на проверку сразу после выполнения. В социальной сети в "В контакте", были созданы во всех классах групповые беседы по предметам для общения . Но домашние задания они отправляли мне только в личку. В ходе работы постоянно использовала, электронные учебники( сайт "Просвещение"открыл доступ к ним) , которые совпадали с учебником, лежащим на столе у ученика, что помогало ребятам изучать текст учебника, выявлять причины, следствия, отличать факты от аргументов. Также при изучении тем использовала онлайн-карты по истории , собственные логические схемы. Презентации занимали важное место в работе, особенно по темам "Культура" . Нужно отметить , что презентации часто готовили сами учащиеся, в ходе урока шел анализ самой презентации .
Говорят, в жизни любую трудную ситуацию надо воспринимать как УРОК, как шанс научиться новому. Вот и ДО заставило меня многому научиться , и, я считаю, это полезный и важный результат. Научиться не только новым технологиям в обучении, но и новым способам взаимодействия с учащимися, стать ближе, больше понимать... При этом, осознавая множество недостатков и проблем в системе ДО( оставляю этот вопрос открытым в силу нехватки времени), понимаю, какой бесценный новый опыт прибретен. Этот опыт, несомненно, будет применен в будущем в моей работе в традиционной школе.
И в заключение…
Оставаясь приверженцем традиционного обучения, понимаю, что виртуальный класс не будет достойной заменой реальному. Но важно то, что мы, учителя, за последние два месяца работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели новыми знаниями и умениями.
Школьный класс изменился, и мы ощущаем эти изменения, в большей степени положительные. Эти изменения стали нашей новой реальностью, новой нормальностью, а это означает, что нельзя стоять на месте, тем более -вернуться в прошлое, необходимо еще и еще изучать новые технологии, получать новые знания и умения работать с новым поколением сетевых личностей.
Латыпова Г.Р.,МБОУ СОШ №4г.Дюртюли. 20.08. 2020 г