СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презент. к уроку литер. Васюткино озеро

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презент. к уроку литер. Васюткино озеро»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Виктор Петрович  Астафьев

Виктор Петрович Астафьев

"Землю люблю свою

и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте.

И жизнь предоставляла мне постоянную возможность

быть на природе и с природой».

ТЕМА УРОКА: «Человек и природа»

ТЕМА УРОКА:

«Человек

и

природа»

История создания рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»

История создания рассказа

«Васюткино озеро»

В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?» Автобиографичность  – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?»

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Композиционный план рассказа  «Васюткино озеро» Экспозиция. 1.Рассуждение об озерах и их названиях. 2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. 1.Страх и отчаяние Васютки. 2.Решительные действия по своему спасению. 3.Просвет в пути. Кульминация.  Появление бота и возвращение героя. Развязка. 1.Васютка дома. 2.Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»

Экспозиция.

1.Рассуждение об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

Завязка.

Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

Развитие действия.

1.Страх и отчаяние Васютки.

2.Решительные действия по своему спасению.

3.Просвет в пути.

Кульминация. Появление бота и возвращение героя.

Развязка.

1.Васютка дома.

2.Путь к озеру и его освоение.

Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Физкультминутка На зарядку солнышко поднимает нас. Мы поднимем руки по команде «раз»! А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки - ягоды, грибы, Дружно мы наклонимся по команде «три». На «четыре» и на «пять» станем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть! 

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Мы поднимем руки по команде «раз»!

А над нами весело шелестит трава.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки - ягоды, грибы,

Дружно мы наклонимся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» станем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть! 

«Глухарина проклятый…»

«Глухарина проклятый…»

На берегу озера. Василий – от греч. «базилеус» - царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

На берегу озера.

Василий – от греч. «базилеус» - царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

ВЫВОД: Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ВЫВОД: Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ. Уроки мужества, уроки доброты  Ты в сердце сохранишь навеки,  И озеро, как символ чистоты,  Тебе откроется пусть на изломе лета.  Увидишь в струях чистого ручья  Природы первозданной отраженье,  И собственная грешная душа  Почувствует истоки очищенья.  Вольется в сердце неба синева,  И звезд на небе тихое мерцание,  И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ.

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

Памятка для тех, кто идет в лес. Продумай тщательно маршрут. Не забудь взять компас. Возьми спички для костра. Возьми теплые вещи. Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды. Предупреди близких о твоем путешествии.

Памятка для тех, кто идет в лес.

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Не забудь взять компас.
  • Возьми спички для костра.
  • Возьми теплые вещи.
  • Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.
  • Предупреди близких о твоем путешествии.
Памятка для тех, кто заблудился. Не паникуй! Остановись, прекрати бесполезное движение. Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.  В ожидании помощи осмотри место, где находишься. Собери хворост для костра. Разведи огонь, приготовь пищу. Приготовь место для ночлега.

Памятка для тех, кто заблудился.

  • Не паникуй!
  • Остановись, прекрати бесполезное движение.
  • Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.
  • В ожидании помощи осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост для костра.
  • Разведи огонь, приготовь пищу.
  • Приготовь место для ночлега.
Домашнее задание  (по выбору учащихся). 1. Написать в тетради по литературе: «Чему я научился у Васютки?» 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

  • 1. Написать в тетради по литературе: «Чему я научился у Васютки?»
  • 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.