«Буллинг»
Определения «буллинга»-школьной травли .
И.Н. Кон: «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».
Виды буллинга
А. Психологическое (моральное) насилие:
1.вербальный
- насмешки,
- присвоение кличек,
- бесконечные замечания и необъективные оценки,
- высмеивание,
- унижение в присутствии других детей,
- угрозы физической расправы,
- шантаж,
- угроза пожаловаться взрослым , перестать дружить,
- вымогательство, доносительство,
- клевета на жертву, придирки,
- оскорбления, обзывательства,
- дразнилки.
Виды буллинга
2. социальное исключение
- бойкот,
- отторжение,
- изоляция,
- отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
3.кибербуллинг – очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Б. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
1 место — СЛОВЕСНАЯ ТРАВЛЯ
2 место — БОЙКОТ
3 место — ФИЗИЧЕСКАЯ РАСПРАВА
4 место — РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛУХОВ И СПЛЕТЕН
5 место — ВОРОВСТВО
Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.
Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.
кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет.
Основные характеристики Буллинга
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников
Обращение за помощью при буллинге
- Хочет справиться с этим самостоятельно
- Дети могут бояться реакции от обидчика
- Опасается, что накажут за слабость
- Чувствуют, что никто о них не заботится
- Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут
Распределение ролей в буллинге
Косвенные участники буллинга
- Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ
- Родители
- Опекуны
- Учителя
- Воспитатели
- СМИ
Распределение ролей в буллинге
Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели, защитники.
Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч.
Наблюдатели , как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы.
Защитники это более смелые дети, встают на защиту жертвы.
Косвенные участники буллинга
- Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ
- Родители
- Опекуны
- Учителя
- Воспитатели
- СМИ
Инициаторы травли - буллеры
Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышеной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих.
Чрезмерная злоба, враждебность. Нападающий — всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев.
Возвышенное положение в обществе . Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий.
Буллеры - выступают один-два ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, о ни стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.
Признаки ребенка агрессора
- неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание
- обидчивость , причем обиды сохраняются на долгое время
- проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных
- постоянное стремление доминировать среди сверстников
- трудности в самоконтроле , не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам
Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить.
Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам:
- явному перевесу сил,
- страху получить в ответ еще большую агрессию
- не хочет быть «плохой».
- Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
Жертвой или объектом буллинга:
- часто становятся робкие,
- тихие дети,
- нередко физически слабые,
- дети с нестандартной внешностью,
- особым прилежанием в учебе,
- талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,
- дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой,
- новенькие,
- чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее.
- Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу.
- Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.
Жертвой буллинга может стать любой ученик.
Наблюдатели
АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ
ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ
- подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
- могут подначивать, провоцировать;
- в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых
Защитники
Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.
Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Основные характеристики защитников:
- Устойчивая система ценностей.
- Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности
- Способны самостоятельно регулировать свое поведение;
- Оптимистический эмоциональный фон.
Возможные последствия:
Последствия буллинга печальны, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
Расстройства психики , ассоциальное поведение, тревожные расстройства.
Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям, ПТСР, риск суицида .
Сложности во взаимоотношениях- социальная изоляция. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
Болезни , психосоматика. Результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии.
Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.
Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.
Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.
Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.
Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Психологические рекомендации потенциальным жертвам
Попытаться понять истинную причину травли: внешность, особенности поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных предметов (мобильного телефона и т.д.).
Сообщить о ситуации родителям, классному руководителю, школьному психологу: сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
Повышать самооценку, уверенность в своих силах :
-Посмотри в зеркало. Улыбнись себе! Говорите о себе только в позитивном ключе.
-Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.
-Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.
Снимайте мышечное напряжение: - дыхательная гимнастика: глубоко вдохни, задержи дыхание на 5 секунд, потом выдохни. Повтори несколько раз. -сожми сильно, сильно кулаки и посчитай до 10, а потом расслабь руки. -если есть возможность, прими душ, сходи в бассейн или поплескайся в ванной. -порви не нужную бумагу, газеты. -массаж. -побоксируй подушку. Развивайте навыки общения со сверстниками - Способы реагирования на обзывания: -игнорировать -не обращать внимания -отреагировать нестандартно. Как завести себе друзей -приглашать в гости -уметь выслушать и помогать друг другу -уметь делиться (ручкой, ластиком, угощать конфетой, давать списывать контрольные, ….) -говорить приятные слова «как ты сегодня замечательно выглядишь», «мне приятно с тобой общаться», «мне с тобой интересно»….. -самые лучшие знакомства – это случайные. Поэтому для того, чтоб найти хороших друзей как можно чаще бывайте вне дома. Запишитесь в спортивную секцию, кружок по моделированию и т.д. Развивайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях и адекватного выражения эмоций.
Обучение выходу из «травли»
«Почему ты это сказал?»
«Ты хочешь обидеть меня?»
«Я хочу…»
«Уйди»
«Не дразни меня»
«Прекрати»
Притвориться невидимым
« Да и что?»
Просто отойти
Посмеяться вместе
Психологические рекомендации агрессору
- Подумайте что вы сделали неправильно, и постарайтесь найти способы исправить это.
- Сфокусируйтесь на том, что привело Вас к такому поведению, постарайтесь понять, что беря на себя ответственность за свои действия, Вы восстанавливаете собственную целостность и самоуважение.
- Постарайтесь осознать свои чувства;
- Развивайте позитивную самооценку; Положительное отношение к самому себе;
- Обучайте конструктивным способам выхода эмоций: побоксируй подушку, нарисуй, слепи..
- Развивайте эмпатию.
Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли?
- Все зафиксируйте (скриншот экрана)
- Не реагируйте на сообщение
- Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов)
- Заблокируйте буллера
- Расскажите родителям
- Вместе с родителями постарайтесь разобраться в ситуации:
- (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).
Обратитесь за помощью:
- к администратору ресурса
- Если в травле участвуют ученики школы – к директору
- Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
- Посоветуйтесь с юристом
Оказание экстренной психологической помощи детям, родителям
Всероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122
Региональная горячая линия по вопросам безопасности детей
8-800-101-0086
Горячая линия по вопросам интернет-безопасности
8 800 25 000 15
Спасибо за внимание!